Аня Жук (skazki_detkam) wrote in alpha_parenting,
Аня Жук
skazki_detkam
alpha_parenting

Category:

итоги обсуждения самостоятельности детей

Спасибо сообщникам, ответившим на вопрос "что ваш ребёнок делает сам и в каком возрасте?" http://alpha-parenting
Мнения разошлись от "ползунок может собирать за собой игрушки по одной" до "выйдет замуж - всему научится".

Однако, основные правила вполне оформились. Каждый ребёнок, не зависимо от возраста, может в меру сил:
убирать за собой - что пролил, рассыпал, вынул, испачкал, сломал и тд,
обслуживать себя - помыть свою тарелку, вылить горшок, одеться и тд,
вместе с мамой делать дела по хозяйству - мыть посуду, развешивать бельё, пылесосить и тд.

Меру сил определить трудней, тут необходима предельная чуткость и гибкость. Большое спасибо всем, поделившимся конкретным опытом деятельности по возрасту! Не всегда легко угадать, что ребёнок уже может, они иногда кажутся такими маленькими! Также мне очень понятна мысль, что на занятия, которые нравятся ребёнку, он одевается сам, а которые по маминой инициативе - мама одевает. Моя Фрося (5 лет) очень любит сад, но она сова и утром я одеваю её практически спящую, так что, многое зависит от обстоятельств. Екатерина Бурмистрова (с книжки которой началось обсуждение темы) подчёркивает, что в раннем возрасте важен не результат - самообслуживание, облегчающее жизнь маме, а процесс самообслуживания, создающий положительное отношение к самостоятельности.

Очень понравился рассказ daniil_enotov о старшей дочери Ксюше, которая сама одевается, накрывает на стол для себя и братьев, собирается на занятия, делает домашние задания. Как это получилось :
"- я хочу пить
- иди пей. были, конечно, разлитый компот и сладкий пол, но всего пару раз.
занятия ей просто нравятся, и она собирается, когда пора идти. бывает, что отвлекается из-за братьев, но я их убираю, и она спокойно одевается дальше.
подать на стол: еда - это радость, и в её силах эту радость приблизить. тоже самое положить еду - себе положит, потому что голодна, братьям - а как же без них?
С одеванием ... из положительных моментов могу назвать то, что я часто разрешаю ей выбирать одежду, но с постоянными ограничениями: в тёплое время года, когда мы идём не в гости и не в храм, когда мне всё равно, сколько времени ребёнок потратит на одевание, и чтобы платье было не самое нарядное в мире. ... мы подолгу живём в деревне, там небольшие расстояния и могли быть осуществлены такие эксперименты, как куртка на купальник, рейтузы в +20 (красивые!) и т.д. Но и в городе мы иногда выходили так: Ксюша одела то, что хочет, а я следом несу то, что по погоде. На площадке - дикие взгляды гуляющих, наша с Ксюшей беседа, но в целом прогулки в неудобной холодной (жаркой) одежде запоминаются.

...кружки для ребёнка, а не ребёнок для кружка. собираемся загодя и медленно, опаздываем спокойно (какой смысл спешить, если уже опоздали?). навыки самообслуживания во главе угла."

Это тот примерно стиль поведения, который я пытаюсь усвоить себе в общении со своими младшими детьми. Со старшими у меня были, к сожалению, более классические принципы.

Заинтересовал рассказ getnewpost о деревенском воспитании:

"...в деревне социум очень высоко оценивает помощь детей. тема "маме/папе помогаешь?" со стороны взрослых ребенку постоянно преподносится как ого-го какое достижение. Заработать одобрение ребенку на помощи родителям - как нефиг делать. и постановка вопроса смотрите как отличается не " ты свои игрушки убираешь?" а "маме помогаешь?" "Дааа"! кричит малыш и гордо перечисляет сколько всего он может и умеет. И купается в одобрении соседей. Ну и как-то незаметно уже годам к 10 ребенок вполне себе ловко управляется по хозяйству."

Это гораздо более естественные отношения между родителями и детьми, чем когда ребёнок является проектом, требующим бесконечного вложения сил и средств.
Ещё понравилась идея рисовать инструкции в картинках.

Всё это очень полезно в отношении маленьких детей, с подростками хорошо бы пожинать плоды. "Делегирование обязанностей", так возмутившее некоторых сообщников, конечно, относится в первую очередь к большим детям. Я тоже разделяю мнение, что у ребёнка должно быть личное пространство, в котором он волен разводить беспорядок и бороться с ним самостоятельно. Верю, что с определённого возраста учёба может быть отдана под личную ответственность ребёнка, возраст зависит от успешности развития самостоятельности с младенчества (у меня не особенно успешно, полностью сам следит за учёбой только старший сын - 16 лет, хотя все хотят с 12, но заваливают, приходится потом исправлять и помогать, снова отпускать, снова спасать...) Мнение, что дом, квартира принадлежат родителям и все дела по хозяйству - ответственность родителей, вызывает у меня протест. Так мама домо-хозяйка превращается в домо-работницу. Большие дети могут и должны иметь обязанности, кроме самообслуживания. Мои только разбирают и загружают посудомойку, стиральную машину, иногда гуляют, дежурят с малышами и иногда ходят по магазинам. Но я знаю очень успешные примеры, когда многодетная мама делит своё время между детьми, мужем и работой, а большие дети делят обязанности по дому. Та же самая Бурмистрова, например, но есть и близкие друзья с таким укладом. Для меня это недостижимый высший пилотаж. Мои цели скромней. Главное, конечно, мир и равновесие.
Спасибо, ваши советы помогут мне в этом!
Tags: личный родительский опыт, помогаем детям расти, самостоятельность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments