Руфина (fina_ru) wrote in alpha_parenting,
Руфина
fina_ru
alpha_parenting

Чтобы всё было красиво

Мой второй сын пошёл в первый класс. Сейчас благодатное время. Им не ставят оценки, не прессуют их выполнением домашнего задания, дают смайлики и трогательно общаются. И это очень классно, поскольку они без страха оценки могут делать всё, что угодно - ошибаться, проливать клей, не стараться, забывать, путаться и т.д. Попутно выясняя, чувствуя, накапливая опыт: что же важно в школе, что такое ученик, как можно учиться.
    Как-то на второй или третьей неделе учёбы им предложили сделать очень простое задание - создать буквы из подручных материалов, приклеить их на лист бумаги и принести в школу; кто может читать, может написать слово из таких рукотворных букв. Сын самостоятельно с небольшой моей помощью (выслушала кучу ворчания оттого, что я ему помогла)  сделал буквы, налепил их на бумагу с третьего раза и отправился в школу. По дороге встретились с одноклассником и его мамой, и она поведала мне, как они выполняли домашнее задание.
     Увидев, как ребёнок лепит клеем, мама отстранила сына со словами: "Дай сюда" и сделала всё сама. На вопрос: "а как же и когда он будет учиться?" ответила: "Но это же для школы... Что учительница скажет?... Всё должно быть сделано аккуратно". Иногда в сообществе пробегают такие же нотки, поэтому я решила поделиться своими размышлениями и наблюдениями.
    Я видела таких мам уже взрослых детей и видела этих детей. Коротко расскажу о самом мягком варианте. Мама заботливая, любящая и нежная, всё время занималась с ребёнком. Не сказать, что она его опекала, что у них была симбиотическая связь, нет, мама видела малыша, чувствовала его и занималась с ним всеми его играми, насколько ей позволяло время. А время позволяло (муж много работал, в том числе в командировках). И она играла с сыном. Она помогала ему клеить и собирать разные модели самолётов, танков, домиков очень аккуратно. Сыну очень нравились сборные модели, он коллекционировал их какое-то время. Мама помогала и в другом, везде, где только можно. Её помощь заключалась в передаче норм и требований, она учила аккуратным движениям, забыв одно. Она научила собственным движениям, своим, она передала всю себя ребёнку так, что ему места уже не осталось.
    Он прошёл бурное подростковое время, сейчас остепенился, собирается писать докторскую. Но до сих пор не умеет что-то придумывать самостоятельно, опасается инициативы и собственных разработок, никому особо не доверяет, ничем не интересуется. Доверяет только маме и жене, в том числе воспитание своего сына. Конечно, мама занет, мама может. А как же он сам? А где же его жизнь?
    Великое искусство мамы, помогая, не подменять ребёнка собой. Отзываясь, не занимать всё пространство ребёнка.
    В своё время такая мама не получила поддержки, но имела очень высокие требования к качеству сделанной работы. Она решила обезопасить малыша, а потом взрослого парня, но перестаралась. В таких случаях, я думаю, лучше здоровый пофигизм, а не суперстарание.

А вы как думаете?

P.S. Почему ворчал мой сын, когда я ему помогала?
Он пришёл ко мне с жалобой: "У меня не получается. Как?" И я стала помогать, отвечая на вопрос "как?", но я помогла больше, чем ему нужно, и он с возмущением отверг мою помощь и всё переделал заново сам. И когда я порадовалась его результату, порворчал: "Ты же сама мне помогала". Он почувствовал, что своим умением и знанием я обесценила его старания и опыт. Хотя есть такой сложный коммуникативный момент. Ребёнок пока не может точно сказать, в чём именно нужна ему помощб, а мне не хватило деликатности в этот момент почувствовать, где нужно остановиться.
Tags: обучение, психология развития, раннее обучение
Subscribe

  • Старший дерется и дразнится

    У меня два мальчика, старшему 6 лет, младшему 3 года. Если старшего несёт, то он толкактся или дразнится. Я не всегда понимаю, когда это бывает, то…

  • «Брат в подарок», Л. Хагеруп

    Бывают такие книги, которые трогают своей реальностью, в которых жизненные события описываются без излишней драмы, но честно и открыто. Сегодня…

  • Порочный круг агрессии

    Агрессия, в особенности насильственные ее формы, отвращают, отчуждают, ранят и провоцируют во взрослых мощные реакции. Эти реакции бывают такими,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • Старший дерется и дразнится

    У меня два мальчика, старшему 6 лет, младшему 3 года. Если старшего несёт, то он толкактся или дразнится. Я не всегда понимаю, когда это бывает, то…

  • «Брат в подарок», Л. Хагеруп

    Бывают такие книги, которые трогают своей реальностью, в которых жизненные события описываются без излишней драмы, но честно и открыто. Сегодня…

  • Порочный круг агрессии

    Агрессия, в особенности насильственные ее формы, отвращают, отчуждают, ранят и провоцируют во взрослых мощные реакции. Эти реакции бывают такими,…