trainbow (trainbow) wrote in alpha_parenting,
trainbow
trainbow
alpha_parenting

Categories:

ДА НЕТ, НЕ ЗНАЮ

ДА
Слово "да" было дним из первых, которые начала говорить моя дочка после слов папа и мама. Я старалась предлагать ей либо на выбор, пока она не согласится (в основном, в несрочных и неважных мелочах) либо что-то заведомо приятое. Как-то мне в какой-то момент стало очень важно, чтобы мама воспринималась, как источник интересного и вкусного. Ну и, конечно, добавляет этому позитива наше кормление грудью.
Простите, всякие разные мамы непрофильного сообщества, но в очередной раз я вижу, как (в период вынужденно резкой адаптации к новому саду, с 3 дня без мамы) оно спасает и её и мои нервы и привязанность. Просто эволюционный механизм принятия и единения включается и всё.

Даже всякие камни преткновения у нас "да" типа идти спать. Есть пока только 2 затыка - мульты и еда на кухне. По обоим есть ритуалы, помогающие смягчить моё желание настоять.

НЕТ
Слово "нет" - притча во языцех. Его пропагандируют и настаивают на использовании его в качестве установителя границ. Я, в процессе становления своего материнства, благодаря подходу Ньюфельда и своему ребёнку поняла, что для меня единственное легитимное использование "нет" возможно в случае, когда "мне вот именно сейчас просто неохота это делать. ВСЁ!!! Когда дочка пихает в меня кусок печенья, который я есть не хочу. И она так же этим пользуется. В силу возраста - гораздо чаще ))) Во всех остальных случаях, имхо,"нет" употреблять мне кажется излишним и неуместным. Почему? Потому, что это значит "я за тебя решила, что ты этого не хочешь". Нет это не запрет. Нет это отказ. И мне кажется, что многие на это не обращают внимания.


Опасность:
1)сигнал: осторожно (всегда начинаю с него)
2)объяснение причины: горячо, высоко, машина, яма, грязно, мокро, больно (о двери или розетке)
3)указание к действию: стой, замри, брось, держи крепко, смотри на ножки\ручки\дорогу

Этический запрет:
Мы так не делаем, мама не разрешает

Надо сказать, что до двух лет мы доросли пока до одного этического запрета - ногами на стол. Сейчас вот отрабатываем второй - кусание. Слава богу, пока это только на меня направлено и, как мне кажется, следствие скоростого впихивания в сад. То-есть, ребёнок в меня реально зубами готов вцепиться... Ж-(

Ситуативный запрет:
1)Сожаление, единение с ребёнком (даже если он вопит): Мне очень жаль, малыш
2)Объяснение причины (опционально и зависит от возраста и сложности ситуации): сейчас никак не получится ещё погулять\мультик\шоколадку\грудь\гулять
3)Объяснение необходимого действия: нам надо уходить, мама устала, холодно\жарко и т.д.
4)Если нужно и вадно - обещание компенсации. Мы завтра... Я вот тебе вместо ...


Острый срочный запрет \ насильственное дечствие со стороны взрослого:
Прости, дорогая, ничего не поделать, нам вот прямо сейчас нужно... Потерпи... Скоро пройдёт и мы ...
Под этот текст обнимается ребёнок в истерике, держатся руки если иначе не вышло провести какую-то процедуру. Думаю, в нашей практике их по пальцам можно пересчитать.

Ещё раз, подведу итог про нет. Я считаю это слово вредным для установления границ, так как оно приучает ребёнка к тому, что запрет может быть внешним и немотивированным. А для личности сам факт легитимности такого запрета является, как я чувствую, знаком о нечётких границах личности. А это очень неполезно. Я хочу,чтобы у моих детей было как можно меньше проблем с этим, ибо сама нахлебалась большой ложкой.

Слово нельзя, если уж мы о запретах, применимо к внешнему общественному запрету, оббозначенному знаком или являющемуся 100% нормой в данной ситуации, нарушить которую может быть опасно или очень неприятно.

НЕ ЗНАЮ

Считаю ужасно полезным в жизни вообще и в воспитании в частности. Настоящее взросление происходит тогда, когда человек исследует мир. Не знаю, пришедшее от родителя, является знаком того, что можно и важно признавать свою некомпетентность, как первый шаг к познанию. Не могу не поделиться:
....
Далай-Лама сказал много замечательных вещей. Например, кто-то задал ему вопрос: «Применительно к вам употреблялось слово «святость», что вы об этом думаете?» Он задумался и думал целую минуту. Затем он наклонился вперед, и мысленно мы все, 2 тысячи человек, тоже подались вперед, думая: «Сейчас будет что-нибудь невероятное. Это же Далай-Лама. Вопрос прозвучал, он долго молчал, сейчас мы услышим сенсацию». И тут он ответил: «Я не знаю». Мы были ошеломлены. Что значит ты «не знаешь»? Ты — Далай-Лама. Это мы не знаем. А ты должен знать. Красота этого момента, однако, заключалась в том, что это был миг допущения — для всей аудитории. Потому что смысл сказанного, который он расшифровал чуть позже, заключался в том, что он не знает, потому что он не думал об этом прежде. Понимаете, он думал о многом, но не об этом.
....

И мне кажется, что это просто замечательно — этот ответ «я не знаю». В нашей культуре не знать — значит провиниться перед обществом. Не так ли? Люди постоянно притворяются, что они знают о куче всего, в действительности не имея об этом ни малейшего понятия. Потому что худшее, что можно сделать в европейской традиции — это показать, что ты не в курсе, что у тебя нет своего мнения. Новостные сводки питают это убеждение, они дают нам мнения в кредит, точно банк. И мне кажется, что особенно сильна эта тенденция в образовательном процессе. Образовательная система наполнена до краев политиканами, которые что-то решают во благо, хотя ничего не смыслят в образовании. Так что мне кажется очень важным осознание того факта, что мы должны быть осведомлены о пределах собственных знаний, понимать, что чего-то мы не знаем, и признавать это во всеуслышание, не чувствуя стыда за свое неведение.

Полностью статью можно прочитать тут (как же классно, когда работа заключается в том, чтобы сидеть в сети, искать интересные и вдохновляющие вещи, а потом делиться ими с теми, кто поймёт)
Tags: 1-3, быть альфой, личный родительский опыт, путь к себе
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Природа сексуальности

    Подростковый возраст – время стремительного физического, эмоционального и интеллектуального роста. Это переходный период между детством и…

  • Модель Ньюфелда в детских садах

    Теория Гордона Ньюфелда о многоуровневой привязанности очень практична: родители, педагоги, воспитатели часто делятся тем, как, применяя на…

  • Ребенок не хочет убирать игрушки

    Есть мнение, что детей следует приучать убирать за собой игрушки с раннего возраста, что, безусловно, верно. К сожалению, это «верно»…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Community

  • Природа сексуальности

    Подростковый возраст – время стремительного физического, эмоционального и интеллектуального роста. Это переходный период между детством и…

  • Модель Ньюфелда в детских садах

    Теория Гордона Ньюфелда о многоуровневой привязанности очень практична: родители, педагоги, воспитатели часто делятся тем, как, применяя на…

  • Ребенок не хочет убирать игрушки

    Есть мнение, что детей следует приучать убирать за собой игрушки с раннего возраста, что, безусловно, верно. К сожалению, это «верно»…