Иволга (ivolga_) wrote in alpha_parenting,
Иволга
ivolga_
alpha_parenting

Category:

Интересная статья о связи глубокой чувствительности и психики

http://www.maximova.org/articles/
Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Уровень тонической регуляции, как основа формирования психики ребенка. Журнал "Психотерапия", 2010 г. No5 (89), стр. 24-33.
Под катом - выдержки, сама статья большая.
Теоретическая основа работы – теория построения движений Н.А.Бернштейна [6,7]. Мы полагаем, что предложенные Н. А. Бернштейном уровни построения движений можно рассматривать значительно шире – как уровни построения психики человека [14,18]. В данной статье мы рассматриваем самый нижний уровень - руброспинальный уровень палеокинетических регуляций, уровень А по Н.А.Бернштейну, - как основу не только построения движений, но как основу формирования целостности психики ребенка. ...Уровень А, или уровень тонической регуляции, как мы будем называть его ниже, – это древний уровень регуляции нашего организма. Тоническая регуляции данного уровня подразумевает не только тонус нервно-мышечного аппарата, но трактуется более широко – как тоническая активность всего организма [5,15,23,38]. Тонусом, активностью должен быть наполнен весь наш организм, все мышцы, все нервные центры, на всех уровнях построения.
...
Общение уровня А – это тактильная коммуникация на очень близком расстоянии с опорой на глубокую чувствительность – тоническое соподстраивание, тоническое объединение двух тел – такое, как было описано чуть выше...Особенно хорошо тоническое подстраивание можно почувствовать в случае, когда вы несете засыпающего или уснувшего ребенка. В первом случае его тельце прижимается к вам,
подстраивается под ваши руки, сливается с телом взрослого; во втором – обвисает, выскальзывает – такого ребенка нести и тяжело, и очень не удобно.
...
Тонический ответ от ребенка необходим маме для ощущения принятия ее ребенком, ощущения собственной значимости, нужности. [11,31]. Нам еще раз хочется напомнить, что при тоническом взаимодействии сильнее становятся оба.
При взаимодействии с мамой, может происходить достраивание не только телесной, но и эмоциональной устойчивости ребенка. Но только в том случае, если мама переливает в ребенка свой положительный эмоциональный тонус. Если мама переливает в ребенка собственную тревожность, панику – вряд ли это поможет ребенку стать эмоционально устойчивым.
Для того, чтобы растение зацвело, оно должно добрать определенное количество воды и тепла; для того, чтобы ребенок созрел и заинтересовался окружающим миром он должен дополучить стимулирующие воздействия на глубокую чувствительность, - в первую очередь это материнские объятия. В просторечье мы говорим: ребенку необходимо «добрать рук». Когда ребенок перерастет необходимость постоянной тактильной подпитки (в первую очередь, подпитки глубокой чувствительности), он сам все больше и все чаще начнет отрываться от родителей. Но всегда возвращаться на родительские руки в случае волнения или опасности.
...
При нарушениях восприятия глубокой чувствительности, при нарушениях тонической регуляции тела человека разрушается, разваливается основа, на которой строятся многие психические функции человека.
...
Мышечный тонус и глубокая чувствительность находятся в подчинении у всех более высоких уровней построения. Поэтому нарушения на тоническом уровне могут проявляться, как следствие при многих патологиях вышестоящих уровней.
Есть много способов затормозить развитие ребенка с уровня пространственного поля, например:
- Переложить на ребенка лидерство. На лидера всегда много, часто и внимательно смотрят. Если ребенок становится центром всех родительских интересов, если на него постоянно внимательно, напряженно всматриваются, то у ребенка включается врожденная программа, - он начинает ощущать себя лидером. Отсюда – многочисленные капризы, стремление привлекать себе дополнительное внимание любой ценой, тиранство и т.д.
У таких детей всегда усиливается тревожность (а попробуйте лидировать, - когда не знаете что и как делать). Тревожность – сопровождается тоническим напряжением – тоническое напряжение подкрепляет тревожность. Эмоциональный тонус и у обычных детей, в этих случаях, падает; а особые дети и вовсе выглядят эмоционально замороженными с резкими отдельными эмоциональными выплесками, типа истерий.
- Залить собственными отрицательными эмоциями. Это также достаточно часто встречается в семьях и обычных, и особых детей. Грустные дети – у грустных мам, тревожные дети – у тревожных мама, сердитые дети – у сердитых мам и т.д. Слово «мама», здесь, понятие собирательное. И снова мы наблюдаем психолого-патологический круг: тревожность – сопровождается тоническим напряжением – тоническое напряжение подкрепляет тревожность.
- Подавить. Неуверенные в себе родители часто используют разнообразные наказания. Многочисленные цели в пространстве заражаются отрицательными эмоциями – ребенку становится страшно жить. В некоторых случаях, дети выглядят загнанными в угол. У них полностью подавляется активность.
Здесь явления дистонии могут возникнуть уже вторично: когда борются разные желания («и хочется, и колется»), тонус не знает, к какому из них подстроится.

Интересен и список литературы к статье.
На сайте еще выложены книги.
Tags: книги по психологии, лекции и статьи, физическое развитие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments