Но я правда ребенку не угрожаю. Я ему говорю, что ай-яй-яй, так не надо делать, если правда сержусь - строгим голосом говорю. Потом говорю, как надо делать и почему. В половине случаев это дает обратный эфффект. Например, я говорю, что не надо выливать сок на пол. А теперь мы отложим все игрушки, возьмем тряпку и Тёма будет вытирать пол. В итоге ребенок счастливо вытирает пол, тут же проливает еще, опять бежит за тряпкой, вытирает пол, моет тряпку и стремится повторить процесс. Да, и подметать ему тоже нравится. В результате какие бы последствия я ни научила его устранять - он учится только создавать причину. Разливать, рассыпать, разбрасывать игрушки - чтобы потом вытереть, подмести и сложить. Убежать от меня на улице - чтобы потом прибежать и дисциплинированно взять за руку. То есть, похвалу он воспринимает. А мое недовольство - нет. И к горшку я его приучить не могу. Нет, он понимает, зачем горшок. Писает туда три капли, бежит выливать, мыть, ставить на место, потом еще три капли... Он понял, что надо делать, и очень радуется. Настолько, что навык получается совсем не тот, какой надо.
Я что-то делаю не так? Я слишком хорошо скрываю свои негативные эмоции? Или все-таки надо бить тревогу и у ребенка что-то с восприятием эмоций? Или еще рано требовать от него эмпатии?