Албаева Марина Николаевна (govori_slushai) wrote in alpha_parenting,
Албаева Марина Николаевна
govori_slushai
alpha_parenting

Category:

Бихевиоризм и теория привязанности.

Всем привет!
Когда-нибудь я закончу большой пост о том, в чём различия между бихевиористами и сторонниками альфа-родительства.
Сейчас же я предлагаю абсолютно вредный текст, который не имеет никакого отношения к теории привязанности, но достаточно полно раскрывает идеи бихевиоризма. Теперь можно лучше понять, откуда идут мысли о том, что ребёнка стоит игнорировать, а отношения между родителями и детьми не имеют по сути никакого значения, если родители умелые манипуляторы (отличено усвоили, в каких ситуациях поощрять, а в каких - наказывать).
В комментариях, я думаю, можно будет обсудить, какую аргументацию можно подобрать для тех или иных высказываний, которые похожи на те, что в посте, и с которыми вы сталкивались в жизни, но не знаете, как обосновать. (В случае, конечно, если ответов нет в брошюре Ольги по альфа-перентингу).

Мастерство плача ребенка от 1 года до 3 лет
Плач для ребенка - не трагедия, а такая же форма жизнедеятельности, как смех или игра. Когда-то ребенку хочется поиграть, когда-то посмеяться, когда-то поплакать. Ребенку все интересно, и то, что он делает, во многом зависит от того, какое поведение подкрепляют его родители. Если ребёнок кричит, и вы начинаете ему сопереживать, обычно получается резонансное усиление негативного переживания и детского плача. Почему? Потому что сопереживание - это положительное подкрепление плача ребенка. А вот волны спокойствия, наоборот, успокаивают дитё. Хотя со стороны это может трактоваться как бездушие и чёрствость.

Через несколько секунд этот ребенок будет смеяться так же искренне и бодро, как сейчас несчастно плачет. И если это на родителей будет действовать - почему бы это не использовать?

Начиная с года жизни, ребенок становится уже другим. Если младенец своим плачем настаивает только на том, что ему действительно необходимо, то ребенок от 1 до 3 лет использует свой плач уже для очень разных целей. Ребенок осваивает эмоции и чувства и как осознанную просьбу о помощи, и как способ психологической защиты.
Рассказ-воспоминание: «Мне года три, разбила кружку, заплакала. Хорошо помню разговор с бабушкой. Она: Что ты плачешь? Тебе жалко кружку? - Нет. - А зачем ты плачешь? - Чтобы ты меня не ругала за разбитую кружку. - А разве я тебя ругаю? - Нет. А вдруг будешь? … Я помню, что плакала качественно, со слезами. При этом я осознавала, что плачу не из-за кружки. Это был «опережающий» плач на тему: как же меня ругать, я и так плачу!

Теперь у ребенка потребности разные - как честные, так и придуманные, и со временем ребенку будет хотеться все больше и больше. После года жизни ребенку хочется много того, что ему приятно и полезно, хотя и не жизненно необходимо: ему хочется развлекаться, хочется разнообразных ощущений, и для получения этого он использует все, и в первую очередь плач. Плач становится инструментальным, становится для ребенком инструментом достижения его целей.

Рассказывает папа: У меня двойняшки, им год и три месяца. Согласен, до года мои девочки действительно плакали только по делу: мокрая, обкакалась, голодная, газики, спать, перегруз впечатлениями, зубки… А тут – плач, чтобы уделили больше внимания, чем сестре! Плач совсем без «честных» причин, чёткий инструментальный плач! Поскольку мы не «велись», плач вдруг резко оборвался и дочка совершенно спокойно переключилась на другие дела. Конечно, мы не просто игнорировали нежелательное поведение, а подкрепляли желательное: немедленно подходили, когда дочка просила об этом приемлемо. Где-то за полторы недели попытки давить на меня прекратились.

Важной особенностью этого возраста является то, что в это время ребенок плачет, честно говоря кому и для чего. "Я не тебе плачу, я маме плачу! - А что ты маме плачешь? - А что она с сестренкой сидит, пусть со мной поиграет!"

В этом возрасте ребенок уже мастерски управляет своим плачем, умеет мгновенно как запускать свой плач, так и мгновенно его прекращать.

Рассказ: Сцена в гостях. В комнате было нас трое: я, племяшка два года и другая малышка того же возраста. Племяшка чем-то зацепила подружку, та ее в ответ укусила. Племяшке больно, следствие - плач. Первое ее движение в состояние плача было в мою сторону, но я смотрел на нее спокойно, не жалел. Она постояла, видимо вспомнила, что я пару раз уже не реагировал на ее плач, тогда она бежит к маме. Мама начинает жалеть ее и дает ее вкусненькое. Плач прекращается мгновенно, ребенок с удовольствием жует колбаску...

Рассказ: Внучке 3 года, я зимой повел ее кататься на санках с горки. Внучка скатилась с горки, санки перевернулись. Вижу - упала, лежит, барахтается в снегу, не плачет. Спускаюсь с горки, подхожу к ней. Она на меня спокойно смотрит, перестает барахтаться и начинает плакать. Как так? Не плакала же!. Получается, что сама по себе внучка готова была справляться с ситуацией, как могла. Но поскольку подошел дед – она решила, что надо сменить тактику: поплакать, чтобы ее подняли, оттряхнули от снега и посадили обратно в санки.

Ребенок от года до трех умеет уже не только мгновенно запускать и выключать свой плач, но и подбирать нужный плач под конкретного адресата. На маму может действовать одно, на бабушку другое. На папу, например, может действовать только отчаянный крик, такой, что прибежит бабушка и объяснит папе, что он за человек. Ребенок подбирает эти инструменты под конкретных родителей, а подобрав, играет на них как по нотам. Вы замечали, что у детей обычно разный характер: с мамой один, с бабушкой другой, с папой – третий. Характер ребенка - это его способ влияния лично на вас. Дети умные и сообразительные, они методично подбирают то, что работает лично под вас.

Рассказ папы: Машеньке 2 года, сидит, что-то бормочет про себя. Прислушался - она конструирует будущий диалог, говорит и за себя, и за маму: "Мама, пить! Мама, очень хочу пить!" - "На, Машенька, попей!" - "Не хочу, эта вода противная!" Она репетирует то, что будет ей радость и проблема родителям...

Это время, когда ребенок осваивает уже не просто плач, а настоящие истерики. Обычно дети начинают истерики, подглядев как это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.

Учите, как можно добиваться своего без плача: учите обращаться с просьбой. Если ребенок смог прекратить плач и попросил вас спокойно, по возможности пойдите ему навстречу, правильные действия ребенка следует вознаграждать. Важно, что если здоровый ребенок получает все то, что ему действительно нужно, он меньше требует того, что ему просто хочется.

Если же ребенок капризничает и настаивает на том, что ему просто хочется, не потакайте ему, но и не обвиняйте его. "Ловкачество, манипуляции, ты вечно капризничаешь!" - все это негативные внушения. Лучше ищите и внушайте позитив.

http://www.psychologos.ru/articles/view/masterstvo_placha_rebenka_ot_1_goda_do_3_let

И у меня есть вопрос к этой теме. Я слышала, что некоторые идеи бихевиоризма настолько трансформировались, что с одной стороны остались бихевиоризмом, с другой - не противоречат теории привязанности. Я сильно сомневаюсь, что такое возможно, но не могу не спросить у широкой аудитории помощи в нахождении таковых (названия направлении, сайты и пр). Не хочется грести всех под одну гребёнку, если есть исключения, например.

Posted via LiveJournal app for iPad.

Tags: *жизненно-важная связь, *разделяющая дисциплина, *слёзы тщетности, дети вокруг нас, дисциплина, лекции и статьи
Subscribe

  • Старший дерется и дразнится

    У меня два мальчика, старшему 6 лет, младшему 3 года. Если старшего несёт, то он толкактся или дразнится. Я не всегда понимаю, когда это бывает, то…

  • «Брат в подарок», Л. Хагеруп

    Бывают такие книги, которые трогают своей реальностью, в которых жизненные события описываются без излишней драмы, но честно и открыто. Сегодня…

  • Порочный круг агрессии

    Агрессия, в особенности насильственные ее формы, отвращают, отчуждают, ранят и провоцируют во взрослых мощные реакции. Эти реакции бывают такими,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 169 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Старший дерется и дразнится

    У меня два мальчика, старшему 6 лет, младшему 3 года. Если старшего несёт, то он толкактся или дразнится. Я не всегда понимаю, когда это бывает, то…

  • «Брат в подарок», Л. Хагеруп

    Бывают такие книги, которые трогают своей реальностью, в которых жизненные события описываются без излишней драмы, но честно и открыто. Сегодня…

  • Порочный круг агрессии

    Агрессия, в особенности насильственные ее формы, отвращают, отчуждают, ранят и провоцируют во взрослых мощные реакции. Эти реакции бывают такими,…