Руфина (fina_ru) wrote in alpha_parenting,
Руфина
fina_ru
alpha_parenting

Category:

Столкновение разных ценностей и психика ребёнка.

Этот текст ни в коем случае не навязывание поведения, решений и т. п. Каждый в своей жизни принимает свои собственные решения. Это текст — рефлексивное размышление о ситуации столкновения разных представлений о мире. И о том, как чувствует себя в этой ситуации маленький, неокрепший ребёнок.

Сначала текст моего мужа-философа о межпоколенческих и других культурных конфликтах:

«Приходится слышать о том, что ребёнку необходимо для развития собственной свободы столкновение с разными мышлениями, культурами, ценностями, в том числе противоположным родительским. В советской психологии считалось, что свободная личность формируется именно за счёт необходимости выбора между конкурирующими целями, ценностями, образами жизни и мышления. Но не в детстве, потому что психика ещё не окрепла для свободного выбора, не «отвязалась» от родителей и др. родственников, не набрала силу для самостояния. Более века назад в России обсуждалось, на какой максимальный срок можно отпускать детей из кадетского корпуса домой, чтобы не испортить их кадетское воспитание.

Практика организации столкновений разных мышлений, представлений, профессиональных культур в режиме междисциплинарной межпрофессиональной коммуникации показала, что в результате таких столкновений получается коммунальный конфликт, конфликт людей-носителей разных культур, доходящий до мордобития или как минимум хлопанья дверями. Диалог в такой ситуации невозможен.

Выход был найден участниками интеллектуального движения под названием СМД-методология (системо-мыследеятельностная методология), основателем которого был Г.П. Щедровицкий. Носители конфликтующих мышлений «распредмечивались», разжижая границы своих мышлений, отказываясь от устоявшихся представлений, а затем уже «очищенные», освобождённые от своих ожиданий, представлений, стереотипов, норм, выносили их на бумагу флип-чарта или на доску, обсуждая их и их соотношение с другими.

Короче говоря: взрослые с разными мышлениями и ценностями, вынужденные сталкиваться в ситуациях совместного проживания и действования, уходят от столкновения, выстраивая границы, игнорируя другого, или попросту дерутся, руками или языком. Погружая детей в такую ситуацию конфликта мировоззрений, (апд) носителями которых являются кровные родственники, находящиеся на одной тесной территории (апд), мы провоцируем конфликт, разворачивающийся внутри его психики, где происходят «внутренние» драки, побеги, оскорбления и проч. Это состояние психики ребёнка нельзя назвать здоровым, безопасным, развивающим, целостным».


И мой комментарий к нему:

В обыденной жизни тоже можно создать ситуацию «распредмечивания», выхода за границы устоявшихся представлений, если разные взрослые готовы к переговорам, готовы договариваться, признавать право других людей, живущих рядом на свою жизнь и свои ценности. Следущим шагом после признания права других идут длительные переговоры, адаптация. Изменение жизненного уклада, внутренние подвижки. Это очень длительный путь. И он возможен только при добровольном согласии людей с разных сторон. При понимании ими ценности взаимных отношений, при взаимном уважении и внутреннем достоинстве. То есть при достаточной степени зрелости людей с обеих сторон. Только в случае добровольного участия в изменениях, принятии друг друга, уважении границ ребёнка можно погружать в конфликтную ситуацию без серьёзного ущерба его психике. Такое напряжение легко компенсируется в последующей спокойной и безопасной обстановке.

Если же переговоры невозможны, а ребёнок находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта, то на разрешение этого конфликта тратятся его основные силы. В ущерб гармоничному развитию. Более того, он привыкает жить в состоянии войны, и потом, уже во взрослой жизни ищет себе условия для воссоздания этой военной ситуации, только уже не внутри своей психики, а в жизни, то есть формирует внешние конфликты. Не думаю, что такое поведение можно назвать здоровым и гармоничным.

Кто-то опасается, что, прерывая разрушительные отношения, прерывает силу наследия, что люди отрываются от своих родов, от своих корней. С помощью ухода от своих родителей, перерыва в отношениях это невозможно. Сила рода внутри каждого человека, она внутри, хочет человек этого или нет. Если он принимает эту силу, тогда она течёт внутри него спокойной рекой, если нет — она всё время его внутри взбаломучивает.

Принимая свой род, мы принимаем всех его людей такими, какие они есть, но это не принуждает нас перенимать все нормы и правила, живущие у разных людей в этом роду. Принимая их, мы выстраиваем свои собственные нормы и правила, адекватные времени и ситуации. Нормы и правила нашей жизни и жизни наших детей. А наши дети в свою очередь имеют полное право, повзрослев, отказаться от наших норм, строя свои собственные.

Tags: *конкурирующие привязанности, *смешивание чувств, отношения с родственниками, становление личности, чувствительный ребенок
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 290 comments

Recent Posts from This Community