Самостоятельность ребенка не была для нас (родителей) конкретной целью, то есть мы не ставили планок, во сколько он должен есть ложкой, ходить на горшок, засыпать\ одеваться\ развлекаться самостоятельно и тп , но получается, что постоянно к этому ребенка подталкивали. Время от времени пробовали посмотреть - справляется ли сам? Потом настаивали : "ну давай, доедай сам, ты же умеешь!", "одевай штаны, я тебя жду еще 5 мин". Иногда сын спокойно выполнял просьбы, иногда сопротивлялся и капризничал. Мы сердились на бабушек, которые готовы кормить сына постоянно из ложки , носить на руках на прогулках, одевать\раздевать, решать, когда ему нужно в туалет и тп. Ему 3и 9. Но получается они правы? Тем самым они дают ему необходимую заботу? Или это уже гиперопека? Справедливости ради, нужно сказать, что сын точно так же иногда сопротивляется и капризничает на попытки бабушек настойчиво его накормить\усадить на горшок. Никак не могу понять, где проходит граница.
Или вот пример, учится ребенок ходить. Делает это вначале неуверенно. Задача заботливой альфы - создать безопасную среду вокруг и тем самых помочь ребенку учиться ходить самому, путем проб и ошибок (шишек), или быть именно физически рядом, держать за руку, страховать, не дать упасть и удариться? Ведь и в том и в другом случае ребенок научится ходить. А как правильно с точки зрения теории привязанности?