estel_the_fair wrote in alpha_parenting

Categories:

Сюрприз! Мы учимся дома

Посмотрела вебинар «Сюрприз! Мы учимся дома» и записала оттуда всякие важные мысли. Хочу поделиться. Вебинар ценный, много полезных практических моментов и для тех, кто уже давно на семейном, и для тех, кому сейчас вынужденно приходится учить детей дома. 

Провела вебинар Тамара Ньюфелд-Страйджек, психотерапевт, преподаватель канадского отделения, дочь Гордона Ньюфелда. Её двум дочкам уже около двадцати, обе учились дома. 

Для многих, даже для большинства, наверное, ситуация совершенно новая, даже если дети и так учились дома, на семейном, а не вдруг вынужденно перешли на дистанционное. Возникают разные вопросы:

Что делать? Устраивать школу дома? А что если из меня выйдет плохой учитель? (И должна ли я вообще заменять учителя?) Что если ребёнок не будет меня слушать, или ему будет скучно?

Реальность сейчас такова, что все мы полны тревоги и неуверенности. И это нормально. Мы столкнулись с разделением — реальным (разлука с близкими, с друзьями, со школой, особенно, если ребёнок любил туда ходить) и ожидаемым (с нами или с нашими близкими может что-то случиться). И, конечно, в нас поднимаются разные эмоции. 

При разделении (по Г.Ньюфелду) мы испытываем три базовые эмоции: тревогу, фрустрацию и стремление к близости. Нас может удивить сила нашей тревоги: у детей вылезают всевозможные страхи, у себя мы замечаем компульсивное поведение... О фрустрации мы даже не думаем, но, конечно, она будет, потому что столько всего пошло не так: отменилась работа, может быть, любимая школа, встречи, поездки, и мы не можем ничего с этим поделать. А когда накапливается фрустрация, когда она не может найти выход, мы начинаем раздражаться и рычать на близких. И обострённое стремление к близости тоже неудивительно здесь.

Всё это будет подниматься в нас, и это нормально. 

Что касается учёбы, сейчас не время достижений, не время подталкивать ребёнка. Сейчас время отступить, сделать шаг назад, передохнуть, чтобы появилась возможность вновь отыскать свои ориентиры, точки опоры. Сейчас не время пытаться делать «как обычно». Так не получится.

И вообще сейчас главное не учёба и даже не способствование ей, сейчас главное — создать условия. Когда поднимаются все эти эмоции, когда они переполняют нас, мы становимся невосприимчивы к обучению, мы не в творческом состоянии. Какое уж тут творчество!.. По крайней мере, если говорить о творчестве из становления. Всё творчество, которое мы сейчас наблюдаем, — в первую очередь, ради выброса эмоций. 

Итак, про какие условия речь? Какие условия сейчас нужны детям, чтобы сама природа могла позаботиться о том, чтобы обучение состоялось?

1) Отношения 

Во-первых, это о создании надёжного тыла, домашней базы. Детям нужно положиться на нас. А нам может мешать наша тревога, которая не даёт сохранять невозмутимость. Но детям важно слышать от нас такой посыл: всё под контролем, всё будет в порядке, мы справимся, мы это переживём. Тут Тамара приводит такой яркий пример: представьте, что вы летите в самолёте, попадаете в турбулентность и пилот говорит: «Что-то как-то нас необычно потряхивает!» Конечно, наша тревога тут же подскачет до небес. И совсем другое дело, если он скажет, что это просто небольшая турбулентность, и не такое проходили.

Кстати, сюда же относится тот фон, который окружает детей. Если у нас, например, постоянно будет включен телевизор, или мы будем непрерывно обсуждать новости, то будет очень сложно сохранять спокойствие.

Во-вторых, мы можем подумать, как нам в течение дня организовать моменты контакта. Это может быть чтение книжек вслух (даже большим детям!), настольные игры, пазлы, чаепития. Кстати, книги, настольные игры — это ещё и способ опосредованно научиться чему-то.

В-третьих, как нам поддерживать контакт с другими привязанностями: с родственниками, с учителями и т.д. Можно устраивать семейные встречи в зуме, вместе готовить — все на своих кухнях, например. Тамара рассказывает, как на днях они устраивали такую совместную выпечку — все женщины расширенной семьи, по зуму, и как это было здорово. 

Причём всё это нужно организовывать целенаправленно! Потому что так просто нам это и в голову не придёт, у нас нет такой привычки.

2) Рутины, распорядок

Это важно и детям, и нам. Казалось бы, наконец-то, можно жить без всякого распорядка, поздно вставать и т.д. Но лучше всё-таки придумать какие-то моменты, которые будут упорядочивать наш день. Почему? Потому что это снижает тревогу. Потому что ритм даёт ощущение, как будто всё нормально. Всё становится предсказуемо. 

Например, с утра мы можем устроить чаепитие, поболтать о всяком. После обеда поиграть в настолки. Встроить в наш день прогулки на природе (если возможно), зарядку. Вместе посмотреть какую-нибудь передачу или сериал, что, кстати, может натолкнуть на самые неожиданные темы для разговоров.

Мы можем выстроить день так, что рабочие моменты (учёба и т.д.) окажутся между моментами контакта и эмоциональной разрядки (об этом чуть ниже). 

Чтобы всё это работало, нужно вводить это в распорядок. Можно обсуждать с детьми, что мы будем сегодня делать. Необязательно, чтобы распорядок был каждый день одинаковый, он вполне может меняться.

Может быть, сегодня мы будем весь день напролёт смотреть мультики или кино. И хорошо! Если так решили, значит, сейчас нам так надо. Значит сейчас нам нужно такое вот отвлечение. И не надо себя ругать за это, а то не удастся как следует отвлечься!

Следующий важный пункт:

3) Эмоциональная разрядка

Во-первых, нам всем нужно сбрасывать накопившиеся эмоции. Те самые, про которые мы говорили выше: тревогу, фрустрацию, разочарования... Может быть, у нас даже нет возможности побыть с близкими и вместе погрустить. Выходит так, что эмоциям нет места. Появляется всякое странное поведение, мы срываемся на детей, но, на самом деле, дело не в детях.

Накопившимся эмоциям необходим выход, мы не можем просто куда-то убрать их. И мы должны способствовать этому выходу, иначе не будет ни учёбы, ни развития.

Что тут можно придумать (и что из этого мы сможем устроить дома?):

  • побегать, покататься на велосипеде, или, может быть, ребёнок любит побоксировать;
  • складывать пазлы, хоть здесь нам удастся найти ответ, подобрать нужный кусочек! 
  • готовка, выпечка — всё это тоже может быть очень эмоциональным процессом;
  • потанцевать, поорать песни (о, как тут выходят эмоции! Добавлю от себя: потом можно ещё и порисовать то, что натанцевалось и напелось);
  • музыка: петь хором, играть вместе, устроить джем-сешн на всякой домашней перкуссии, типа банок с крупой и коробок с макаронами;
  • если у вас дома накопился мусор для сдачи в переработку (у меня — да!), то можно рвать макулатуру, мять жестяные банки и т.д.;
  • читать книги, смотреть кино, передачи (это нам вместо театра, как было у древних греков) — это может быть и способ отвлечься, и выход для эмоций.

! И всё это можно и нужно делать до того, как мы приступим к учёбе! До того, как ребёнку понадобится на чём-то сконцентрироваться.

Во-вторых, нужно найти место для грусти и разочарования. Нам есть о чём грустить. Кто-то из нас не может работать, учиться. У кого-то вообще нет денег. У кого-то болеет кто-то из близких. 

Тамара рассказывает, как они справляли день рождения племянника по зуму, и как было грустно, что не обняться, не прикоснуться друг к другу, в конце концов, даже не спеть стройным хором Happy birthday...

Совершенно нормально грустить обо всём этом! И если мы дадим волю грусти, по ту сторону нас ждёт радость, психологическая устойчивость, находчивость. 

Нам необходимо дать грусти место, но мы так часто не можем взглянуть на неё напрямую! Тогда стоит делать это, отойдя на шаг в сторону, то есть через книги, истории, музыку, драму — тогда будет не так уязвимо.

В-третьих, нам всем нужна истинная игра: это могут быть догонялки с коронавирусом, чёрный юмор — так мы сможем дать простор самым мрачным мыслям и чувствам.

Что же сейчас делать с учёбой?

— Отбросить расписание и заняться тем, что интересно ребёнку.

— Не давить на ребёнка. Тамара рассказывает, что её дочка, пока была маленькая, очень противилась любым намёкам на учёбу и вообще любому принуждению. Ни в коем случае нельзя было сказать ей, что «вот, я купила тебе книжку, почитай»! Единственное, что работало, — это оставить книжку на столе. 

То же самое у них было и с музыкальными инструментами, они купили дочке скрипку, но понимали, что напрямую учиться она не станет, поэтому придумали, как ненавязчиво показать ей, где какие ноты, (они наклеили наклейки), и дальше дело пошло.

— Ошибки — часть процесса. Нам нужно сделать так, чтобы ребёнок не боялся ошибаться. Прежде чем гуглить какие-то вопросы, обсуждаем, исследуем, какой бы мог быть ответ. Спрашиваем ребёнка: догадайся, как пишется это слово. Тамара рассказывает, что благодаря такому подходу обе её дочки выросли грамотными, хотя почти не изучали грамматику. 

Суть в том, что главное — не результаты, не достижения, а создание условий и возможностей для исследования. 

Вебинар можно посмотреть на английском языке по ссылке: https://youtu.be/4-DivTxkVro

Error

Comments allowed for members only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded