irenru (irenru) wrote in alpha_parenting,
irenru
irenru
alpha_parenting

Дети и еда

Мне очень нравится интуитивный подход к питанию, который на русскоговорящем пространстве популяризируется центром Intueat, и Институт Ньюфелда тоже не остаётся в стороне от вопроса о детской еде. Но рассматривают они его с разных точек зрения. У меня давно бродит идея эти подходы «поженить», найти общую основу и совместить их для практического использования так, чтобы взять из них лучшее, дополнить один другим. Я хочу попытаться это сделать с вашей помощью – я опишу теоретические основы и своё видение, а вас прошу в комментариях высказывать своё мнение, дополнять примерами, спорить с логикой моих рассуждений тоже можно :) К сожалению, не в моей компетенции ответить на вопросы о том, как накормить конкретного ребёнка полезной едой, за этим лучше обратиться по ссылкам выше.

За основу рассуждений я беру посты Светланы Бронниковой про интуитивное питание, недавнюю лекцию центра Интуит про детское питание, вопрос-ответ с преподавателем Института Ньюфелда Тамарой Страйжек о проблемах с едой и свои знания, полученные в процессе учёбы в этом институте, куда ж их денешь :)

Итак, есть идея питания по запросу организма – слушание своего голода и насыщения, потребностей в определённой еде, интуиции. Это в нас заложено и работает автоматически с рождения. Если детям этот механизм не испортить, то, в теории, они будут выбирать ту еду, которая нужна им для правильного развития, использовать её по предназначению (для утоления физического голода, а не неврозов, например), вовремя останавливаться, а их питание будет здоровым и благополучным. Есть известный эксперимент с неблагополучными детьми, которые сами выбирали свою еду в течение нескольких месяцев, в результате чего их диета оказалась полезной и сбалансированной, показатели здоровья улучшились. С этой частью вроде бы всё понятно.

Но дети у нас существуют не сами по себе, они находятся в социуме, в котором вокруг еды сложились определённые ритуалы и правила. Самый влиятельный социум для ребёнка – его семья, так что без разговора о привязанности мы не обойдёмся :) У млекопитающих стремление к привязанности сильнее, чем голод (см. эксперименты Харлоу с обезьянками), и это логично: побежишь за едой и отстанешь от родителей – наешься один раз, а дальше что? Если побежишь за родителями, они накормят тебя и сейчас, и завтра. Привязанность и проблемы с ней не могут не влиять на детское питание, это неизбежно. Именно привязанность создаёт обстановку, в которой ребёнок может спокойно почувствовать свой голод и насыщение.

Одно из проявлений родительской заботы – кормление ребёнка, это мощный ритуал поддержания привязанности, говорящий: «Я всё предусмотрел, эта еда безопасна, я выбрал её для тебя, ты можешь мне довериться, расслабься и кушай спокойно, у меня всё под контролем». Мы лучше едим и чувствуем свои потребности в пище в спокойной обстановке с приятными нам людьми. В некомфортной компании «кусок в горло не лезет», а за праздничными застольями мы часто переедаем под влиянием коллективной атмосферы. Те, с кем мы едим, влияют даже на нас, взрослых, а для детей это ещё более справедливо. И дело даже не в том, что дети больше копируют наши привычки – то, что мы делаем, а не то, что мы им говорим. Их привязанность к нам (через похожесть и другие уровни) заставляет их отдавать приоритет нашим с ними отношениям, а не собственному аппетиту и голоду. Если бы это было не так, то у нас не было бы целых поколений людей с нарушенным пищевым поведением, да и интуитивное питание не получило бы такую популярность – все и так слушали бы себя и ели бы осознанно. Но ситуация обстоит иначе, в нашей голове существует целый набор штампов, на которые мы опираемся и которые передаём детям: десерт только после основного блюда, дети не должны мало или много весить, надо доесть всё на тарелке, есть нужно в строго определённое время, каждый приём пищи должен быть полноценным, к мясу положен гарнир, сильно солёное или сладкое – вредно, есть «полезная» и «вредная» еда, на обед нужно есть суп, на завтрак кашу, фрукт на обед – «не еда» и так далее. Всё это нам вложили в голову наши привязанности и ради них мы отказались от своих ощущений и потребностей ещё в детстве. Сейчас у нас есть шанс помочь нашим детям обрести здоровые привычки в питании и хоть немного разгрести эти установки.

Еда – это также один из основных компенсаторных механизмов при психологических травмах. При переваривании пищи у нас активируется парасимпатическая нервная система, мы успокаиваемся и расслабляемся. Недавнее исследование 57 000 женщин показало, что те, кто испытал сексуальное или физическое насилие в детстве, в два раза более склонны к перееданию и излишнему набору веса. В этой же статье приводится шокирующий пример про то, что люди, перенёсшие бариатрическую операцию (уменьшение объёма желудка), попадали потом в психиатрические клиники - у них забрали то, с помощью чего они справлялись с проблемами, и проблемы их накрывали с головой.

Таким образом, перед нами стоит задача из двух частей: 1) взять ответственность за ситуацию с едой на себя, создать атмосферу заботы, расслабить детей, предложить им больше еды, чем требуется (насыщает именно изобилие, как и в случае с привязанностью), избавить их от каких-либо волнений, связанных с едой; 2) вовремя остановиться и не передавить своей заботой их собственные ощущения от еды, не впасть в гиперопеку, дать им построить с пищей свои уникальные отношения, научить слышать голод и насыщение.

Как выполнить эти задачи в рамках конкретной семьи, учитывая интересы всех её членов, - творческая работа каждого отдельного родителя, общих рецептов тут нет и быть не может. Чтобы соблюсти правильный баланс, стоит помнить про оба этих компонента и сочетать их. Не стоит также забывать, что идеал недостижим, без ошибок мы не обойдёмся, и речь идёт про общее направление, фон, который сопровождает приём пищи, а не погоню за деталями, за которые мы себе поставим галочки. Наш глобальный посыл более важен, чем соблюдение частностей.

В нашей семье мы спокойно относимся к порядку блюд, разрешаем детям есть сладкое перед основной едой или вместо неё. Моя дочь как-то ела мороженое, увидела котлету, отложила мороженку, слопала котлету и вернулась обратно к мороженке :) В тот момент я поняла, что этот подход действительно работает! Но общий объём сладостей в день я, например, ограничиваю. Насколько вы готовы довериться детской и своей интуиции и отпустить контроль над процессом – личное дело каждого :)

Накидаю свои идеи, как можно осуществлять всё это на практике.

Избыточность
В обоих подходах есть концепция избыточности, которая очень важна для создания ощущения достаточности и спокойствия. Если у вас в холодильнике килограмм пирожных, то вряд ли возникнет желание слопать их прямо сейчас, потому что на завтра не хватит. Наличие еды в избыточном количестве расслабляет нас, снижает «психологический голод». То же самое с привязанностью – если нам дают заботы больше, чем нам нужно, то нам не приходится по ней голодать, постоянно искать, выпрашивать и хватать каждую крошку. Постоянное наличие еды, её выбор и щедрое предложение – необходимые условия для развития правильного пищевого поведения. Эта концепция воплощается у Гордона Ньюфелда в метафоре пира, застолья. Если посмотреть, как принимают гостей в восточных культурах, то мы увидим тот же подход – избыточность, разнообразие еды, создание доброжелательной атмосферы, приятные беседы за столом, поддержание привязанности и альфа-позиции хозяев через ритуалы – всё уже придумано до нас :) Можно взять за ориентир подобные традиции, понаблюдать за семьями, в которых это ещё сохранилось.

Инициатива и альфа
За предложение еды и организацию приёмов пищи отвечает альфа, то есть родитель. Инициатива должна исходить от него. На нём непростая задача – учитывать привычки и предпочтения членов семьи, готовить то, что им нравится, знать время, когда они проголодаются, давать хотя бы минимальный выбор блюд, брать перекусы с собой, если планируется долго быть вне дома. Дети не должны волноваться об этом, иначе у них возникнет соблазн перехватить инициативу.

Альфа дирижирует процессом: готовит и накрывает на стол, организует своих помощников, зовёт всех кушать. Мои бабушки обычно сами раскладывали еду по тарелкам, а помогающие им просто их относили на стол и потом убирали, то есть, бабушки сами определяли размер порции (можно было попросить добавку) и никто кроме них не дотрагивался до кастрюль. Думаю, что это было неспроста так устроено, жаль, что мы утратили эти ритуалы в наше время, хотя в некоторых семьях гостям до сих пор не разрешено заходить на кухню, самим убирать тарелки или (боже упаси!) мыть их. Самообслуживание в гостях раньше было непринято.

Остальные члены семьи выбирают из предложенного, что они будут есть и сколько, останавливаются, когда нужно. Само собой, что уговаривать и шантажировать едой не стоит, очень важно уметь услышать отказ ребёнка и не пытаться через угрозы или через любовь к вам его преодолевать. Нам нужно научиться не мешать детям слушать свой голод и насыщение, предлагать, но не настаивать, не заставлять доедать, не говорить, что они мало поели (это наше видение, а не их), не создавать у них в глазах образы «неправильной» еды.
Нам самим стоит подавать детям правильный пример за столом – а это самое сложное! :) К себе стоит применять тот же самый заботливый и уважительный подход, что и к детям: не ругать себя, не заставлять, не ограничивать и не насиловать в какой-либо форме, тем более так, чтобы детям это становилось заметно.

Атмосфера
Очень важно создавать благоприятную обстановку за столом – мирные разговоры, доброжелательный настрой, контакт глаз, улыбки, темы, поддерживающие привязанность и вызывающие хорошие эмоции (не обсуждать проблемы, не отчитывать за успеваемость в школе). Чем меньше негативных эмоций сопровождает еду, по любым поводам, тем всем будет проще. Семейный обед или ужин хотя бы раз в день – это такой оазис принятия и спокойствия в нашем нервном мире, он нужен и взрослым, и детям.

Когда мы постоянно испытываем стресс, организм готовится к неприятностям и запасается калориями впрок. Поэтому при длительном стрессе люди полнеют, даже если не переедают (больше усваивается, видимо).

Необходимо также исключить за столом то, что сильно развлекает, уводит внимание от еды, особенно телевизоры и электронные устройства. Если наши мысли поглощены интересной передачей или игрой, то нам сложно будет почувствовать момент насыщения. Ещё в древнем индийском подходе к здоровью, аюрведе, рекомендовалось во время еды полностью уделять внимание этому процессу, быть в моменте, кушать осознанно, не допускались даже разговоры.

Альфа-комплекс у детей
Дети, полностью отвечающие сами за своё питание, часто являются носителями альфа-комплекса, они не доверяют взрослым заботу о себе и сами решают, что, когда, как и сколько им есть. Если взрослые пытаются вмешиваться в этот процесс с помощью ультимативных методов, дети сопротивляются, перестают есть, начинают контролировать своё питание ещё сильнее. Гордон Ньюфелд работал со многими подростками-анорексиками, каждый из них был в позиции застрявшей альфы. Конечно, в альфу их привело не то, что они сами заботились о своём питании, скорее наоборот, это характерный признак альфа-детей, которые забирают у взрослых все решения о том, что происходит в их жизни, включая еду. Однако почти наверняка можно сказать, что дети, хронически застрявшие в позиции альфы, будут демонстрировать сложности с едой, потому что они сопротивляются практически всей заботе, идущей от взрослых. Решать такие проблемы следует начинать именно с альфа-комплекса, а не с тех симптомов, в которых он проявляется (отказ от еды, переедание, питание очень ограниченным набором продуктов, чувствительность к способам подачи еды, её текстуре, температуре и т.д.) Война с симптомами может разрушить и пищевое поведение, и привязанность, из этой ситуации выбраться будет очень сложно.

Вне дома
Если ребёнок часто ест вне дома и у него есть сложности с питанием, то имеет смысл провести подготовительную работу с теми, кто будет его кормить, так же, как мы «сватаем» его тем, кто о нём заботится в наше отсутствие. Проговорить им пищевые привычки ребёнка, его право не доедать, если не хочет, или не есть вообще. Разрешить ребёнку следовать своей пищевой интуиции, ссылаться на родителя, как на авторитет.

В этом тексте я затронула влияние на пищевое поведение привязанности и альфа-комплекса, но этим не ограничивается список процессов, которые могут существенно влиять на следование ребёнком своему аппетиту. Среди них могут быть различные эмоции, повышенное стремление к близости, чувствительность, тревожность, психологические травмы и защиты (некоторые могут блокировать чувство голода), противление. При наличии серьёзных проблем просто разрешить детям есть всё, что они захотят, не приведёт к формированию у них правильного питания, иногда придётся сначала разобраться с существующими установками, прежде чем отпускать их в свободное плавание.

Обсудим? :)

----------------------------

Продолжается набор в онлайн-группу поддержки родителей "Танец привязанности", старт с 4 февраля!
Челябинская группа поддержки "Заботливая альфа" Вконтакте

Tags: личный родительский опыт, проблемы с едой, уход за ребёнком
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

А если все вместе садятся за трапезу, а ребенок в этот момент еще не проголодался? Он идет по своим делам или должен сидеть со всеми? Если он отставляет суп и раз за разом выбирает хлеб или всю трапезу выпрашивает сладкое. Получается, что питание ребенка состоит в основном из простых углеводов и сухомятки. Я и по себе знаю, что ты выберешь что-то вкусненькое типа бутерброда, а не кашу или суп. Вот почему так? Это же интуиция или что заставляет выбирать нас и наших детей отнюдь не здоровое питание.

Я в плане конкретных вопросов не очень компетентна, лучше задать их:
http://intueat.ru/journal/dezhurny-j-terapevt/

Навскидку такие идеи приходят:
- кормить ребёнка тогда, когда он не хочет или тем, что он не хочет, - это пищевое насилие всё-таки, какими бы благими намерениями мы ни руководствовались
- если какие-то продукты не хочется давать детям постоянно, то можно их не держать в доме, а предлагать полезные аналоги
- если ребёнок слышал, что сладкое и сухомятка вредные, если они ограничиваются, то у него возникает эффект "запретного плода", хочется ещё сильнее
- ну и вопрос адаптации тут тоже - если они выпрашивают, мы не обязаны давать. Жалеем, утешаем, сочувствуем, подводим к слезам или грусти, но не обязательно отменять свой отказ.

polymammy

1 year ago

sibil

1 year ago

feles_gracilis

1 year ago

polymammy

1 year ago

feles_gracilis

1 year ago

polymammy

1 year ago

feles_gracilis

1 year ago

giallo_giallo

1 year ago

irenru

1 year ago

У меня по этому поводу есть еще вот какой таракан: я не выбрасываю еду, рука не поднимается (наверное, голодающие поколения слишком близки. Моя бабушка, к примеру, пережила блокаду Ленинграда).
А организовать выбор, да еще с избыточностью, и при этом ничего не выбрасывать означает, что кто-то другой должен доесть то, что не выбрали другие. Или оставить на потом.
Так что реально я варю кастрюлю супа, к примеру, и выбор заключается только в том, съесть его сейчас или попозже... :)
Тоже интересный подход, почему нет :) Настоящий голод быстро снижает уровень избирательности :) И здорово, что вы отследили своего таракана!

janebr

1 year ago

irenru

1 year ago

shoshana_flor

1 year ago

mria_ts

1 year ago

Если это претворять в жизнь, так с кухни не уйдёшь. Вот за что не люблю все эти новомодные течения, так это за их далекость от жизненных реалий. Ну да ладно.
Если по существу. Есть идеи, которые мы частично используем в нашей жизни. Дети едят, скажем, средне паршивенько. Могут вообще не поесть, могут съесть только что-то одно, Могут съест то, что не по возрасту. Я ленивая, поэтому заставлять не заставляю. При походах в ресторан мы с мужем уже давно взяли за правило брать несколько блюд, которые дети может быть будут есть. Они поклюют того-сего и насытятся. Муж доедает остатки. Я за ними не доедаю. Я заказываю то блюдо, которое я хочу. Если бы муж за ними не доедал то это было бы очень затратно. Устраивать такой ресторан дома? Хм...
Разрешать есть сладости в любом количестве? Интересная концепция. Мои были бы счастливы и ели бы одни конфеты. Новогодние праздники тому доказательство.
Китайская идея с большим количеством блюд на столе очень интересная. Мне самой нравится. Правда в ресторанном режиме. А дома детям предлагается выбрать, что они сегодня хотят кушать.
"Если это претворять в жизнь, так с кухни не уйдёшь. Вот за что не люблю все эти новомодные течения, так это за их далекость от жизненных реалий."
Это точно.
Со сладким я проводила эксперимент: сладкого-то дети едят не много, но только его. То есть после сладкого им есть не хочется совсем. А когда чувство голода появляется, то лучше, естественно, закинуться конфеткой или печенькой, быстро получить дозу - и дальше заниматься своими делами.
Если оставить сладкое и просто предлагать выбор, то старшая хочет на завтрак овсяную кашу, младшая - кукурузную, муж на завтрак предпочитает яичницу, а я не люблю ничего из этого. Внимание, вопрос: кто будет обеспечивать все это разнообразие, причем каждый день? Или кто будет варить борщ для меня одной, если все остальные хотят сырный суп? Так что выбор у детей (да и у взрослых) есть, только если это не затратно для меня по времени и силам.
То есть сегодня я предложила на завтрак творог с бананом (ничего готовить не надо: порезала и замешала), старшая отказалась и предпочла бутерброд с сыром, подогретый в микроволновке - это пожалуйста. Ну и вообще у старшей выбор больше, потому что при желании она может и кашу себе сварить ту, которую хочет, и яичницу пожарить, и блины, и бутерброд сделать и такой, и такой... И тут уже видно, насколько важно ей съесть то, что она хочет: если не слишком важно, готовить она не будет, а съест, что дают :))))
Ну и выбор есть перед праздниками, когда я планирую меню: мне по силам приготовить хотя бы по одному блюду для каждого сколько-то раз в год :) И, кстати, не факт, что потом это съедается. Старшая просила на новый год креветки. И что? Ели их мы с мужем. Младшая на день рождения попросила куриные ножки (вместо предлагаемых фрикаделек, которые она всегда согласна есть) и не ела их. Дети, конечно, оценили внимание и заботу, но если предположить, что это готовилось бы только для них, то пришлось бы завести повара.

elenaduachenko

1 year ago

irenru

1 year ago

elenaduachenko

1 year ago

irenru

1 year ago

Всё очень красиво расписано, но на практике несколько иначе. Если у родителей есть тревога о том как их ребёнок ест, набирает ли он нужное кол-во необходимых за день питательных веществ без контроля тут не обходится. А что значит контроль? Это значит напряжение, а напряжение имеет свойство передаваться, особенно ребёнку чувствительному к поведению своего родителя. И вот тут начинается:слежки со стороны родителя, вывороты со стороны ребёнка, в итоге всё это превращается в такую игру "кто кого...(подставьте нужное слово: перехитрит, перебдит, накормит, удивит и прочее) что и приводит к сбою в такой красивой мечте как "интуитивное питание". Интуиция уже начинает работать не в том направлении, не как "правильно" поесть, а как так сделать чтобы та самая игра в поесть с родителями стала интереснее. Потому как мы уже вроде знаем, да (?) что всё что не возьми для детей это всё превращается в определённую игру, порой бессознательно.
Для того чтобы работала интуиция ребёнок должен быть настроен на самого себя. на то что хочет он. А порой это просто не реально, так как дети настроены на родителей. С них они всё считывают, мигом. Когда нет рядом родителей, есть друзья, на которых сразу идёт проецирование и по сути "стадное" чувство. Все едят чипсы, ааааа, я хочу чипсы. (к примеру). Какое ж это интуитивное питание? Это чисто социальный аспект. А если реклама? Она на взрослых то действует как выключатель логического, а детям и того проще сорваться в желание "хочу то что она ест" или "вот эту красивую хочу". Внешний вид, запах, наличие едоков того же-всё это сбивает с истинного пути становления на путь интуитивного питания.
Да, всё верно, я про это и написала - привязанности очень влияют на детское питание. И не только на детское. С друзьями мы вряд ли что-то можем сделать, но хотя бы дома можно создать такую обстановку, чтобы детям это напряжение не передавать. Конечно, взрослым надо начать с себя в первую очередь, это самое сложное...

555b

1 year ago

polymammy

1 year ago

Ну вот я наблюдаю моего мужа, которого не контролировали в плане еды. Что мы имеем теперь: отсутствует график еды, что сильно мешает и ему, и мне. При наличии дома нормальной еды ему часто хочется бутерброд\пельмени\сосиски\семечки - то, к чему привык с детства. Супы начал есть недавно. Каши пытается есть, но редко хватает силы воли :) Овощи почти никакие не ест. Не имеет потребности есть сладкое постоянно (как я), но если иногда дорывается до вкусняшки (не только сладкое, икра, соленая рыба, семечки и т.п.) - срывается и ест много. Бездумно ест за компом, в итоге тоже съедает больше, чем нужно. Следствие - лишний вес, проблемы с ЖКТ. Все осознает, но справиться с собой реально трудно. Но он вообще такой человек, увлекающийся и не переносящий ограничений.

Я: в детстве в основном питалась жареной картошкой (из-за безденежья). В подростковом возрасте обед обычно состоял из сосисок, хлеба, майонеза и Кока-колы, на десерт целая шоколадка (покупала продукты сама). Никто мне не говорил, что это вредно. Проблемы с ЖКТ не заставили себя ждать. В старших классах худела, начала интересоваться здоровой едой. Сейчас меня устраивает мое пищевое поведение, но частично это связано с тем, что многое мне просто нельзя - не ем, т.к. знаю, что потом будет плохо. Многое я перестроила в зрелом возрасте. - напимер, ем на завтрак каши, хотя в детстве мы так не делали, но перестала есть супы, т.к. плохо на них реагирую.

Мне нравится идея интуитивного питания, но не понимаю, как ее реализовать. Старшему 3 года, я не заставляю доедать, но ограничиваю вкусняшки (печеньки, шоколад, сладкие йогурты) и настаиваю, чтобы ел их после нормальной еды. И все равно - я наелся - даю вкусняшку - съедает - нет, не наелся, еще хочу есть. Пробовали не ограничивать - может питаться только сладкими йогуртами и хлебом (печенек тогда еще не знал :)), нас хватило на 2 месяца, потом у него начались проблемы с ЖКТ.
Если хотя бы убрать пищевое насилие в отношении детей, это будет уже большой шаг вперёд по сравнению с тем, как кормили нас...

shoshana_flor

1 year ago

muzaofimmortal

January 27 2016, 09:51:59 UTC 1 year ago Edited:  January 27 2016, 09:54:27 UTC

Известный экперимент - это вот этот?
http://www.shafigullina.ru/clara-davis-eda-malyshi
Там детям не предлагали ничего, содержащего рафинированный сахар или белую муку. И еду им предлагали три раза в день, у них не было холодильника в свободном доступе, да и выбор продуктов по сути был довольно ограниченным :))) А соль была в отдельной посуде, еду не солили.
Это ведь совсем не то же самое, что привести ребенка, например, в супермаркет и предложить: выбери, что хочешь. То есть у детей не было возможности выбрать сосиски. Или чипсы. Или печенье с конфетами.
Да, этот эксперимент, я знаю про его ограничения. Вот есть статьи про миф о сахарной зависимости:
http://intueat.ru/journal/article/mif-o-saharnoj-zavisimosti-chast-pervaya-liricheskaya/
http://intueat.ru/journal/article/mif-o-saharnoj-zavisimosti-chast-vtoraya-nauchnaya/

muzaofimmortal

1 year ago

irenru

1 year ago

elenaduachenko

1 year ago

muzaofimmortal

1 year ago

elenaduachenko

1 year ago

muzaofimmortal

1 year ago

Я сама ем когда чувствую голод и стараюсь прислушиваться к своим желаниям. По отношению к ребёнку тоже стараюсь не применять пищевого насилия. И я бы не сказала, что ребёнок выбирает только полезное и сбалансированное. Мой сын в 2,3 ест в основном каши, макароны и картошку, любит хлеб и печенье, мясо крайне редко, т.к. насильно и обманом не кормлю, а сам он не хочет, иногда может есть яйца. Овощи и фрукты ест сырыми, приготовленные не признаёт, кроме вареной кукурузы. Из молочного только сыр. Очень большое значение для него имеет вид еды, он должен быть таким, к которому ребёнок привык, если что-то не так, то не станет даже пробовать. Зато всё, что куплено в магазине и красиво упаковано попробует обязательно. Я стараюсь ограничивать сладости, но добрые родственники приносят гостинцы и ребёнок ни разу не отказался, хотя меру всё-таки знает, много не ест. Поэтому я не уверена, что ребёнок способен сам составить себе сбалансированные рацион.
Спасибо за ваш опыт!
Интуитивное питание, как по мне, несколько утопичная идея в чистом виде. В идеальной жизни - может быть, а вот в реальной... сильно сомневаюсь.
Чуть что случается - сразу идет сбой. Наглядный пример: ребенок заболевает и отказывается от всего. От еды - понятно - не хочешь - не ешь. Однако, дети часто отказываются и от воды (вообще любого питья). Приходится поить. Материнской груди может уже и не хватать (легко контролируется пописами).
Без воды ребенку будет все хуже и хуже - эдакий порочный круг, выбраться из которого он сам не в состоянии.
Т.е. на прикроватной тумбочке стоят все виды ранее любимого и не только питья, мама предлагает, а он не хочет.
Это пример. На практике жизнь трусит как родителей, так и детей, а для осознанности нужно спокойное состояние духа.

У нас дела обстоят так. Всегда в избытке в доме есть фрукты, сухофрукты, овощи, семечки/орешки... Такое, что не портиться без холодильника. В холодильнике хранятся мороженные ягоды, овощная смесь, несколько видов домашнего мороженого и обычная, максимально простая еда.
Никто никого за стол не усаживает, все едят когда захотят и что захотят. Общается семья в другое время, но иногда и за едой встречается.
Оба родителя практикуют здоровое питание. На вкусняшки. которые ребенок видит у других детей строгое вето не накладывается, но в целом, дома лежат вкусности прошедшие модерацию на ЗОЖ (есть и скромные на развес, есть и в ярких и красочных упаковках, как у ребят на улице)

Когда все хорошо - все хорошо. Да, ребенок может поесть сладкого, а потом приняться за кашу с солью или прибежать, увидеть булочки, капусту, мед, схватить капусту и убежать.
Но как только что-то случается, питание становиться с головы на ноги до тех пор, пока сын или родители и сын не придут в себя и не успокоятся. Бесконтрольно такое безобразие может продолжаться до возникновения запора/сыпи/болей в животе...
Если поставить еду под строгий контроль, то высвобождается время на решение возникшей проблемы и налаживания спокойной жизни без причинения вреда здоровью ненормальным питанием.

Еще один немаловажный фактор. Современная еда часто далека от натуральных продуктов. Несбалансированный состав приводит к возникновению скрытого голода. Именно с ним, по идее, и призвано бороться интуитивное питание.
Однако, те-же пирожные (особенно промышленные), содержат или не содержат вещества (это почти равное зло), которые просто путают карты как самой осознанности, так и способности верно выбирать необходимую телу пищу.

Еще один факт для размышлений. Есть местности, где люди эндемично и достаточно серьезно страдают от недостатка определенных питательных веществ. Такое встречается как в цивилизованных странах, где пищевые привычки могут быть испорчены, так и в нецивилизованных, которые часто ставятся в пример сторонниками естественного материнства. Что характерно. Не зависимо от уровня развития, устранить дефицит можно только путем активного вмешательства и контроля. Идти на хитрость (рыбки счастья в Камбодже) или вводить некую обязаловку (типа только йодированная соль в магазинах, фторирование воды...). Т.е часто недостаточно сделать питательное вещество доступным.

В интуитивном питании много хороших и разумных идей, но, как по мне, его нужно активно "женить" с остальными методами здорового образа жизни. И да, привязанность и альфа позиция родителей сильно в этом помогает.
Согласна с вами, вот и пробую "женить" :) Спасибо за такой подробный комментарий!

diyanna

1 year ago

elenaduachenko

1 year ago

diyanna

1 year ago

elenaduachenko

1 year ago

diyanna

1 year ago

sibil

1 year ago

diyanna

1 year ago

Мне кажется, что организовывать интуитивное питание для ребенка равносильно выталкиваю его в альфа-позицию, что не есть хорошо.
По поводу порядка блюд: когда человек голодный, то первым делом он смотрит в сторону быстрых калорий (сахар и жир). Так устроено человеческое тело, и если даже взрослому бывает сложно контролировать этот инстинкт, то что уж говорить о детях?! К тому же, у детей хуже развиты вкусовые рецепторы, поэтому они так падки на яркие и перенасыщенные вкусы. Но хорошая новость в том, что можно выработать пищевые привычки: есть умеренную (в плане выраженности вкуса) пищу, начинать с белков и клетчатки, и т.п. - и вот в этом-то роль родителей просто неоценима! Ну, и самим родителям, конечно, придерживаться той же схемы.

У нас в семье правило: сладкое - только после основной еды и вообще очень ограничено. Наелся - можешь оставить. И для детей я разному по времени еду и питье, особенно это касается молока.
Я попыталась в своём тексте описать, как сохранить альфу родителя при этом :) Взрослая позиция очень важна, конечно же.

scapigliata

1 year ago

irenru

1 year ago

giallo_giallo

1 year ago

scapigliata

1 year ago

irenru

1 year ago

estel_the_fair

1 year ago

shoshana_flor

1 year ago

У меня самой были (а возможно, и до сих пор частично остались) непростые отношения с едой, поэтому я много думаю о питании моей дочки. Я совершенно точно для себя решила, что никогда не буду уговаривать ее что-то съесть, про шантаж едой я вообще не говорю. Никакого "котлету обязательно с гарниром", и банан - вполне полноценный обед, если дочка так захотела. Но у меня есть несколько правил.

Я запрещаю есть не за столом. Потому что не хочу убирать еду по всему дому.

Я не наготавливаю кучу еды разных видов, но стараюсь готовить разное каждый день. Помимо основной еды, дома всегда есть сыр, фрукты, орехи, овощи, несладкое печенье. Если дочка не доела в обед, то я на полчаса-час оставлю ее тарелку на столе, потом отдам собаке. Если за это время дочка захочет вернуться к еде, может поесть. Если нет, то сыр и другие продукты.

Хотя я заметила, что дочка может есть "нормальную" еду после сладкого, все-таки сладкое я стараюсь давать после еды. Потому что, например, мы можем собираться в город и едим перед выходом (не специально заставляем себя есть, а подогнали время выхода под наше чувство голода - поели и поехали). Если она поест "нормальной" еды, то захочет есть только в городе, а там уже кафе-столовые-пикники, в зависимости от времени года и наших финансов. Если она сейчас съест шоколадку, то захочет есть уже по дороге на остановку. У меня есть с собой еда, но мне очень не хочется доставать эти контейнеры, открывать в трясущемся автобусе, следить, чтобы дочка не раскрошила/не рассыпала (хотя, конечно, я все это сделаю). И зубы. К сожалению, у дочки стали портиться зубы.

Есть запрет на вредную еду. Некоторую (чипсы, сухарики с добавками) мы просто не покупаем, некоторую я называю взрослой (копченая колбаса, бывает на застольях), некоторую - папиной (майонез и многочисленные готовые магазинные соусы), некоторую мы ограничиваем - муж любит сосиски и магазинные пельмени, но мы договорились, что будем покупать такую еду не чаще раза в неделю.
Спасибо за ваш опыт! У нас тоже похожая система. Вредную еду даём, но не часто.
"с альфа-комплекса, а не с тех симптомов, в которых он проявляется (отказ от еды, переедание, питание очень ограниченным набором продуктов, чувствительность к способам подачи еды, её текстуре, температуре и т.д.)" - Ира, каким образом чувствительность к текстуре еды, к температуре, и даже к способам подачи еды - может быть проявлением альфа-комплекса? - это ты из питания анорексиков взяла?
Это из гиперконтроля логически вытекает :) Ну и примеры имеются, обычных детей, не анорексиков.

gspok

1 year ago

irenru

1 year ago

Спасибо за пост, очень интересно. Мне близка идея интуитивного питания, но вписать ее в свою жизнь, к сожалению, пока я не смогла.
В упомянутом исследовании мне кажется ключевым тот факт, что продукты не смешаны, отсутствует сахар и белая мука. Для большинства знакомых мне людей - это те продукты, при употреблении которых порог насыщения ими сдвигается, их хочется больше и больше. У Вестона Прайса сделано предположение, что это происходит из-за того, что такие продукты появились в рационе человека совсем недавно, и эволюционно организм человека не приспособлен к тому, чтобы регулировать их потребление. Они "обманывают" механизмы, отвечающие за интуитивное питание.
Про всякие улучшители и усилители говорить не приходится.
Я стараюсь покупать полезные продукты, из которых дети могут выбрать (с поправкой на мое время и силы, необходимые для приготовления). Сладкое ограничиваем.
К сожалению, при таком подходе, боюсь, чувства изобилия у них не возникает: они с удовольствием едят утром каши, но если мы оказываемся, например, в гостях, где предлагаются шоколадные шарики, они однозначно предпочтут их. Мне бы не хотелось, чтобы им казалось, что у других на столах что-то такое распрекрасное, нам недоступное, но, боюсь, в какой-то степени они так чувствуют. Что с этим делать, пока не придумала).
Спасибо за комментарий, я тоже ищу свой путь в этом... Ещё такой момент есть - мы можем ограничивать и контролировать детей, пока они маленькие, а потом у них появляются карманные деньги или они уезжают учиться и отрываются по полной :( Знаю такие истории, когда человек после отъезда в другой город от родителей наедался шоколадками и т.д.

muzaofimmortal

1 year ago

irenru

1 year ago

Ир, я кажется поняла свои проблемы с питанием девчонок. Благодаря нашей тесной кухне и тому, что муж не может спокойно наблюдать не ритуализированное питание (все по отдельным мисочкам, отдельными ложечками) мы перестали есть вместе - и потому девчонки страдают неедячеством.
Полезный инсайт! Привязанность рулит :)
Никакие продукты не ограничиваем, то, что детям нельзя, дома практически отсутствует или поясняется, что это только для взрослых. Конфеты могут лежать на столе неделю, дети едят овощи, мясо, рыбу, супы и фрукты. Никогда ничего не заставляю есть или доедать, меня кормили насильно в детстве, иногда и через рвоту, что-то мне не хочется, чтоб у детей повторились мои проблемы с едой :( что касается круглосуточного приготовления еды, как думают некоторые, так это на самом деле обычно не больше часа в день занимает. Детипросят простые блюда, набор продуктов для которых обычно есть всегда. Если я хочу это есть, ем вместе с ними, если нет- готовлю себе что-то еще. Я тоже недавно думала об интуитивном питании в разрезе теории привязанности)
Да, сладкое они едят, конечно, но не чтобы наесться, то есть, когда они голодные, они едят еду.

irenru

1 year ago

chudo33

1 year ago

diyanna

1 year ago

irenru

1 year ago

diyanna

1 year ago

diyanna

1 year ago

chudo33

1 year ago

diyanna

1 year ago

Я за интуитивый подход к питанию. ИМХО он не в том, чтоб готовить на всех индивидуальные сложные блюда, а как раз научится понимать, что организм требует.
Если я хочу сладкого, что подумаю какого, мягкого или твердого, теплого или холодного. Из этого и исхожу, возьму мёд или чёрный шоколад, или мороженное. Если получаешь именно то, что хочется, то этого нужно значительно меньше. Но у меня достаточно тараканов с неконтролируемым перееданием, все время приходится себя возвращать в реальность.

И я восхищаюсь ребёнком (2,7) , который может отказаться от мороженного после 2 ложечек или отложить пряник, я вот обязательно доем, потому что вкусно. Поэтому никогда не настаиваю на еде, отдельно не готовлю, да и пока особо на него не расчитываю порцию, ест с наших тарелок, если вдруг самим не хватило, то решаем проблему по мере поступления. :)

Для меня нормально, если на обед или завтрак деть поел только квашенной капусты или яйцо, значит не голодный. Да, бутерброд с маслом и сыром на цельнозерновом хлебе или хлебе с семечками считаю вполне нормальной едой. Во время еды нет видео и других отвлечений, можно отходить от стола. Очень не нравится, когда вижу, что ест, а сам витает в другом месте, часто бывает в гостях, когда за детьми наблюдает, просто откладываю еду.
Хорошо заметны периоды роста или развития, начинает всё сметать. Тогда с удовольствием ест перловку, суп, салаты с луком и чесноком и другую не особо любимую детьми еду. Овощи практически все в сыром виде или салаты, ну это мой трабл, с детства не люблю тушеные, но в кафе если попадается, то с удовольствием ест винегреды и тушеную морковку.

То, что считаю не полезным и сами не едим и дома не держим( белый хлеб, чипсы, сладкие напитки и т.д.). На погрызть в течении дня на столе всегда порезанные яблоки и морковка соломкой или перец, когда оно на виду, что рука сама тянется, никаких чипсов не надо, а если еще и соус из греческого йогурта или сметаны поставить с укропом и чесноком, то вполне полноценный перекус. Плюс сухофрукты, орехи, цукаты.

Но мы семьей вообще любим простую еду...и чем дальше, тем проще, начинаешь чувствовать, что действительно хочешь.
Спасибо за ваш опыт, здорово, что у вас тоже получается :)
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →