Галина (gspok) wrote in alpha_parenting,
Галина
gspok
alpha_parenting

Categories:

Трехлетка не контролирует свою силу или проявляет агрессию?

Добрый день! Я в последнее время что-то часто пишу. Но нет времени толком поискать по тегам.
Вводные: дочке 3,3, сыну - 7 месяцев.
Пост пишу по следам вчерашнего разговора с мамой на тему: "Надо что-то делать, так быть не должно! Мы тоже детей воспитывали.". Так что это сейчас влияет на мое восприятие) Я, с одной стороны, поддаюсь маминому влиянию и могу начать видеть то, чего нет, а с другой стороны, впадаю в противление и все отрицаю)))

По сути - бабушке кажется, что моя дочка специально делает больно брату, и что из-за этого он ее все время боится. Бабушка с нами не живет, видит детей эпизодически.

С моей колокольни это выглядит несколько иначе. Бывают разные ситуации.
1. Сын действительно чем-то мешает дочке. От физического (подползает и хочет что-то у нее взять или нашел ее валяющуюся игрушку или просто башмак решил облизать, а сестра решила "помочь" маме) до абстрактного (не хочу, чтобы он на меня смотрел). В такой ситуации может и толкнуть его или вырвать у него из рук вожделенную игрушку и т.п. Но такие ситуации хорошо видно обычно и я стараюсь во время вмешаться и зараее пресечь.

Сегодня, например, дочка сидела на полу, обувалась. Подполз сын, взялся за ее волосы и попытался встать. Ну, понятно, ей больно. Она повернулась и оттолкнула его. Он упал. Головой об пол стукнулся. Заплакал.

В этой ситуации я проговариваю, что он не специально, он пока не понимает, что дергать за волосы - больно. Можно просто убрать его руку. Наверное, ты не специально так сильно его толкнула.

По дочке сразу было видно, что она поняла, что сделала что-то не то, что ей недовольны. Вот только как себя вести и что делать она не знает. Начала улыбаться, дуть в дудку. У нее так смущение выражалось. А бабушка начала дополнительно ее воспитывать. На тему того, что "Мне совсем не смешно! Хоть бы сказала, что ты не специально!". Ну, дочка и повторяет: "Я не специально". Бабушка довольна. А мне кажется, что дочка сама не поняла, что и почему она говорит. Что не специально-то? Толкнула она его вполне специально. Просто силу не рассчитала.

2. Дочь хочет играть с братиком. Обниматься, целоваться. Но контролирует себя с трудом. Не понимает пока, что он маленький, хрупкий, надо аккуратно. Ну, точнее, в этом пункте медленно-медленно но подвижки есть. Иногда я прямо вижу, что она старается. Но старается-старается, а потом, каааак завалится на него. Стараюсь перехватывать, не всегда получается. Т.к. совсем ограничивать их физический контакт не хочу, хочу чтобы она постепенно училась. Иногда какой-то неконтролируемый выброс случается неожиданно. Или, например, она его может взять за руку или за ногу и не просто аккуратно держать, а сжимать ручку/ножку с силой. Я могу этого и не увидеть. Сын начинает верещать, прихожу, вмешиваюсь.
Или еще она может "обнять" его - вцепиться мертвой хваткой, фиг отцепишь. А он иногда просто не хочет "вот прям щас", дела у человека важные. Тоже верещит.
Но бывают вполне себе мирные-дружные обнимашки. Когда они лежат, обнимаются, сынок смеется, трогает ее за лицо. Просто потом она не чувствует, что все, ему уже надоело, пора бы и отпустить. И из смеха и радости это может дойти до слез. Я стараюсь тут обращать ее внимание на его реакцию. Смотри, как он радуется. Смотри, ему нравится. Как вы друг друга любите. Ой, смотри, он нахмурился. Он больше не хочет. Отпусти его. В этот момент она хватает его еще сильнее. А он вырывается и пытается уползти. Иногда удается уговорить. А иногда приходится буквально силой отцеплять ее от братика.

Но вот во всем этом я вижу просто процесс обучения. Ну да, ей тяжело соизмерять свою силу с его хрупкостью. Но она учится. И старается. Бабушка вчера высказала ей:
- Почему ты всегда делаешь так, чтобы Тимур плакал!?
- Не всегда!

Чуть позже в момент очередной попытки сесть верхом на уползающего от нее брата (до этого они обнимались):
- Варя! Ты что! Ты все делаешь специально!
- Мама, она старается (это уже я вмешалась)
- Я не вижу, чтобы она старалась.

Ну, и туда же от бабушки: вас не было, золотой был ребенок! Как пришли родители, начались скачки! Она специально это делает!

3. Ну, и бывают какие-то поступки с непонятной для меня мотивацией. Например, вчера Тимур стоял на четвереньках. Никуда не полз. Просто стоял, что-то рассматривал. Она подошла и неожиданно взяла его за руку, подняла ее. Т.е. сын оказался на 3 опорах (колени+1 рука) вместо 4-х. Он этого не ожидал и как-то не удержался. Завалился носом в пол. Заплакал.

Что именно хотела сделать Варя - я не знаю. Мне не удалось у нее это выяснить. Т.к. в присутствии бабушки это очень сложно сделать, бабушка сразу начинает говорить, что это агрессия.

А я почему-то не вижу в этом агрессии. Я полагаю, что у каждого такого поступка есть какая-то неочевидная для нас, но очевидная для дочки причина. Она все это делает с какой-то целью.

В общем, уважаемое сообщество, что вы об этом думаете? Искать агрессию в этом и потом докапываться до причин? Искать в этом ревность? Или все же сконцентрироваться на том, чтобы научить как-то дочку соизмерять свою силу? Она, кстати, и не только с братом ее не соизмеряет.

Она может случайно сильно-сильно въехать ногой мне или папе, когда валяемся в кровати. Может подойти ко мне сидящей на кровати/диване и залезть мне на спину. При этом руками схватиться за шею. Да так, что кажется, что задушит. Может неожиданно подойти и вцепиться в ногу. При этом на лице выражение будет специфическое - сжатые зубы и очень сосредоточенный взгляд. Может при этом хихикать. В этом, опять же, бабушка видит агрессию. А я просто вижу, что ее в этот момент обуревают сильные эмоции, с которыми она не знает, как справиться. Не может найти выход для этих эмоций. При этом они могут быть как отрицательными, так и положительными. Дочка еще начинает в такие моменты издавать звуки, которые лично у меня вызывают ассоциации со скачками макак) У,у,у! Я даже ей говорю, что, наверное, ты играешь в обезьянку)

Кстати, если я все-таки права, что делать-то? Как ей помочь справиться с теми эмоциями, что ее атакуют?


Upd. Всем спасибо. Вы меня успокоили. Даже нашелся внутренний ресурс на вполне мирную беседу с бабушкой. Кажется, меня услышали. Посмотрим, что будет на практике)
Tags: 2-3, 3-5, братья-сёстры, детская агрессия, отношения с родственниками
Subscribe

  • Модель Ньюфелда в детских садах

    Теория Гордона Ньюфелда о многоуровневой привязанности очень практична: родители, педагоги, воспитатели часто делятся тем, как, применяя на…

  • Ребёнок говорит гадости

    Читаю интернет сообщество матёрей и многие там жалуются, что дети ( возраст обычно 2-5 лет) часто говорят им неприятные обижающие фразы типа - мы…

  • Ориентация на сверстников

    Дети могут быть привязаны к чему угодно: к людям, вещам, привычным ритуалам, расписаниям. Но когда мы говорим о привязанности к сверстникам, мы…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Модель Ньюфелда в детских садах

    Теория Гордона Ньюфелда о многоуровневой привязанности очень практична: родители, педагоги, воспитатели часто делятся тем, как, применяя на…

  • Ребёнок говорит гадости

    Читаю интернет сообщество матёрей и многие там жалуются, что дети ( возраст обычно 2-5 лет) часто говорят им неприятные обижающие фразы типа - мы…

  • Ориентация на сверстников

    Дети могут быть привязаны к чему угодно: к людям, вещам, привычным ритуалам, расписаниям. Но когда мы говорим о привязанности к сверстникам, мы…