spectator (tatiana_ch) wrote in alpha_parenting,
spectator
tatiana_ch
alpha_parenting

Categories:

Про мультики, детей и родителей

Разгоревшаяся недавно баталия вокруг мультиков – не первая, которую я наблюдаю. И именно поэтому я даже не стала следить за ней, если честно – я уже в такой участвовала однажды, и более-менее представляю, что там может быть. Но хотя, конечно же, тема эта сама по себе холиварная, в этот раз еще и форма постановки вопроса вызвала у многих протесты. Давайте попробуем поговорить об этом спокойно?
Итак, прежде всего хочу разделить эту тему на два вопроса. 1) вредны ли мультики и 2) являются ли родители, включающие мультики своим детям, плохими родителями. Речь о детях до трех лет!

1.  Вредны ли мультики
Действительно, можно найти огромное количество теорий и доказательств почти по любому вопросу. И доверия они вызывают все меньше и меньше. Но тем не менее, про вред мультиков можно найти много чего, а вот исследований, доказывающих, что они безвредны, мне не встречалось. Если вам все-таки станет интересно, то очень советую почитать если уж не целиком  книгу Райнера Пацлафа  «Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей» - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Pac/index.php , то хотя бы ее краткий конспект - http://baby-secret-net.livejournal.com/14096.html
Относительно того, что не стоит включать детям злые, агрессивные, слишком мельтешащие мультики,  споров уже почти нет.  Поэтому этот вопрос я оставлю в стороне. Про ситуации, когда ребенок постоянно видит включенный телевизор с потоком рекламы, агрессии, сексуальных сцен – и родителей, безотрывно и увлеченно  смотрящих это, говорить тоже нет смысла.
Хочу поговорить о «хороших» мультиках для маленьких детей.
С какой целью родители включают детям мультики?
Чтобы увлечь  чем-то  ребенка, развязав на время руки маме…  Это, конечно, самый легкий путь. Но это не значит, что без мультиков – никак. Моя старшая дочка до 3,5 лет ни разу не смотрела мультики, при этом у нас никогда не было ни бабушек, ни нянь, а в ее 2 года у нас родился еще один ребенок – так что я точно знаю, что это возможно. Просто надо все дела делать вместе с ребенком. Как? Да было бы желание!  Например, как это делала я, при том что время дневных снов я принципиально посвящала исключительно собственному отдыху. Будучи младенцем, дочка, пока я готовила или гладила,  или лежала в шезлонге, над которым стояла рамка с игрушками, на полу у моих ног или рядом со мной на разделочном столе, или сидела в слинге.  Когда она подросла и стала уверенно стоять на стуле - месяцев в 10, не позже – я просто ставила стул рядом с собой и она мне «помогала». Например, я резала огурец, а она перекладывала кусочки в салатник, и пока она это делала, я успевала сделать что-то еще.  Или я ставила стул к раковине, давала ей чистую небьющуюся посуду и просила помыть – а сама рядом лук режу. Или просила помыть уже чистую морковку-картошку для супа, она старательно мыла, давала мне, я благодарила и резала это. Она была счастлива – ведь она помогает, делает важное дело, да еще и вместе с мамой!  Да, процесс затягивался. Но ведь мне все равно надо чем-то занимать ребенка, почему бы и не приготовить что-то вместе, просто начав пораньше. К тому же мне очень запомнилась прочитанная где-то мысль – сначала мы не даем детям нам помогать, а потом жалуемся, что они не помогают. К слову, в свои 4 года моя дочка сама лепит отличные котлеты и обваливает их в сухарях :) В год я подарила ей игрушечную швабру и ведро – и мы вместе мыли пол. Ну и так далее… В общем, есть, есть альтернатива мультикам .  Хотя, бесспорно, мультики – это проще.
Чтобы ребенок развивался… Кто будет спорить, что гораздо полезнее просто почитать ребенку книжку, спеть песенку, поговорить, посмотреть  вместе картинки? К тому же, по неопровергнутым данным, малыши не воспринимают информацию, увиденную по телевизору, они не соотносят разноцветные мелькающие пятна с какими-то реальными понятиями.  Еще раз очень советую почитать конспект книжки по данной выше ссылке. И еще пара ссылок - http://baby-secret-net.livejournal.com/93086.html, http://baby-secret-net.livejournal.com/14833.html Есть еще жж-мультоборец, но ее многие считают слишком уж категоричной - http://aksik.livejournal.com/tag/%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8
Да, движущиеся картинки завораживают, от них ребенок не может отвести взгляд – но это не значит, что ему «интересно» в том смысле, что он «удовлетворяет интерес», развивается. 
Когда моя дочка около 3,5 лет  (она вполне хорошо умственно развитая девочка) начала смотреть мультики, она сразу начала сыпать вопросами, пытаясь понять суть происходящего. Почему он так сделал? Что он сделал?  Зачем он это взял? Что такое то-то и то-то? А кто это? И т.д… Ей очень многое было непонятно – это в самых простых мультиках! До сих пор она задает очень много вопросов, и мы смотрим с ней вместе и отвечаем на эти вопросы. Почему он так сделал? – И завязывается долгий разговор на тему добра и зла, например… Так вот если трехлетка не до конца понимает СМЫСЛ происходящего, что понимают дети в год-полтора-два? Они просто смотрят на картинки, без смысла! И привыкают смотреть, не вникая в суть происходящего. Какое уж тут развитие? Вот посмотреть вместе с родителями и обсудить все возникшие вопросы – это да, можно считать развитием, но многие ли так делают? И применимо ли это к годовасу?
Для удовольствия ребенка… Ну, да – удовольствие. И шоколад вместо еды – удовольствие. Возможно, Вы просто не задумывались о вреде этого удовольствия?
Недавно одна мама рассказала, что она решила отказаться от привычки включать ребенку мультфильмы. Просто 30 дней потерпеть, а потом по теории привычка должна привиться. Она была удивлена, какой толчок это дало ее кративности, сколько новых самых разных развлечений для ребенка она придумала!
Для того чтобы накормить или одеть … Мне кажется, гораздо лучше для ребенка, если родители умеют найти к ребенку другой подход. Есть ребенок должен потому что голоден, а одеваться – потому что на улице холодно.
Знаю пример, когда мама, будучи психологом, как стандартный способ прекращения истерики у своего ребенка использовала мультики. При этом при попытке выключить мультики истерика начиналась с новой силой…
Кстати, если ребенок кричит, плачет и требует мультики до истерики – не повод ли это задуматься, насколько благотворно для его нервной системы такое пристрастие? Так же важны для него прогулки, чтение, конструктор или что-то еще, как просмотр мутьтфильмов? Или это исключительное явно предпочитаемое времяпрепровождение? Хорошо ли это? Если двухлетний ребенок предпочитает полтора часа просидеть на одном месте, смотря вместе с папой футбол вперемежку с новостями, не желая сменить это ни на игры, ни на книжки – правильно ли это?
Часто слышу: «Он их и не смотрит, они просто фоном включены» Но если он их не смотрит – тем более, зачем они? Фоном гораздо лучше использовать негромкую музыку…
Да, наступит момент, когда вы не сможете не дать ребенку конфету, не включить мультик, не сделать еще что-то, что вы предпочли бы не делать. Но зачем же самим раньше времени предлагать это? Что потеряет ребенок, если он не увидит в два года мультфильм «Тачки»? И что полезного вынесет он из этого мультфильма в этом возрасте? Я прекрасно помню, как с первым ребенком не терпится, чтобы он поскорее вырос, повзрослел – и он кажется уже таким большим по сравнению с тем, каким он был пол года назад! И хочется быстрей-быстрей все – и железную дорогу, и велосипед, и прикорм, и мультики. Но он еще маленький! Он дорастет и до сложных игрушек, и до мультфильмов, и тогда они действительно будут его развивать  – не торопитесь! Сначала ребенок не проявляет интереса к мультфильмам, потом привыкает их смотреть – но это очень легко становится настоящей зависимостью. Если же начинать смотреть мультики в  3-4 года, с ребенком уже очень легко договориться о правилах – например, у нас не больше трех коротких или одного длинного мультика в день, а если это очень длинный мультик, то смотрим частями. И никаких истерик из-за выключенного телевизора – мы же договорились, и это ребенку понятно!
 
2. Родители, включающие детям мультики – плохие родители?
Именно так, похоже, восприняли недавний пост очень многие – и, конечно же, стали защищаться.
Но сама постановка вопроса мне кажется странной.
Да, я стараюсь минимизировать мультики для моей четырехлетней дочки и стараюсь отвлекать младшего двухлетку от просмотра. Но он все равно сидит рядом с сестрой и смотрит. Я понимаю, что с этим ничего не поделаешь.
Я уверена, что мама может делать все дела с ребенком  и отдыхать во время его дневного сна. Но понимаю, что есть мамы, которым нужно еще и работать , или которые по другим причинам не находят в себе сил на это. И включают мультфильмы, чтобы немного передохнуть. И я согласна, что для ребенка лучше более-менее (насколько это вообще возможно) отдохнувшая или хотя бы просто адекватная ,  а не лезущая на стену от усталости, мама, чем принципиальный отказ от мультиков любой ценой.
И есть мамы, которые просто не задумывались о вреде мультиков, а наоборот – свято уверены в их исключительной полезности. Не потому что они – плохие мамы, а просто ну не обо всем же человек задумывается, верно? Вот им я еще раз советую прочитать статьи по ссылкам и подумать.
Ну а если Вы прочитали все доводы о вреде муьтфильмов и остались при мнении, что все это ерунда – значит, Вы просто уверены, что у Вас с Вашим ребенком все в целом так хорошо, что такая мелочь не в состоянии значимо повлиять на его развитие. Что тоже неплохо )
Да и дети бывают очень разные. Кому-то отроваться от мамы – страшная катастрофа, кто-то радостно бежит утром в садик, не испытывая проблем с привязанностью. Кто-то не в состоянии дотянуть без истерики до вечера без дневного сна – а по кому-то и не скажешь, что он сегодня не поспал. Кто-то  каждую ночь приходит под утро в родительскую кровать – кто-то спит, не просыпаясь, всю ночь. Для кого-то десятиминутный просмотр телевизора оборачивается перевозбуждением – а кто-то просто уснет под них…
 
Да, почти все родители включают своим детям мультфильмы. Но значит ли это, что это правильно? Совсем недавно почти все кормили по часам, в 3-6-12 месяцев  завершали ГВ, не брали ребенка на руки и в свою кровать и даже не задумывались о привязанности и ее важности. И дети выживали, вырастали – и многие даже вполне собой довольны. Но сейчас даже у этих довольных все больше понимания, что лучше  по-другому. Еще лет 5-7 назад, до масштабной пропаганды родов естественным путем и популяризации эпидуральной анестезии, например, на Кипре, где я рожала, до 80-90% родов проходили с помощью КС – без показаний, просто чтобы мама и малыш «не мучились». Очень многие и сейчас добавляют соль в детский прикорм – чтобы было вкуснее, не взирая на то, что ребенок еще не знает, что без соли не вкусно и что соль дает очень большую нагрузку на детские почки… Массово – еще не значит хорошо. Так что, мне кажется,  повод  для раздумий все-таки есть. 
И я написала этот текст – просто чтобы все мы над этим подумали. Спокойно )

АПД: Подумать - не обязательно значит что-то написать )

АПД 2 - Поделитесь и своими способами занять ребенка и делать дела без использования мультиков! Больше конструктива! )

Tags: 0-1, 1-3, дети вокруг нас, интеллектуальное развитие, личный родительский опыт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 433 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →