Галина (gspok) wrote in alpha_parenting,
Галина
gspok
alpha_parenting

Отказать социально-приемлемым способом в три года

Добрый день! Что-то я зачастила сюда) Но надеюсь, как всегда, на помощь коллективного разума.

Дочке 3,2. Иногда она хочет чтобы ее никто не трогал, чтобы на нее никто не смотрел и вообще не обращали на нее внимание. Проблема в том, что она пока просто не умеет донести это до окружающих социально-приемлемым способом. Ну, вернее уже умеет, но у нее не всегда получается. А окружающие обижаются. В частности обижаются бабушки-дедушки. И начинают ее воспитывать. Ну, и меня заодно. А я вот и не знаю, что делать. То ли ее воспитывать, то ли дедушек-бабушек переубеждать, то ли просто стараться не допускать конфликтных ситуаций, пресекать на корню...

Вот, вчера были у моих родителей. Дочка спала. Я ее разбудила, т.к. уже было поздно для дневного сна. Само собой - настроение у нее не очень-то при этом хорошее. Лежит надутая) Ну, я с ней полежала-поговорила-погладила-пообнималась. И оставила. Она хотела полежать одна.

Все по очереди к ней порывались зайти. Можно с тобой посидеть? Можно тебя обнять? Можно тебя поцеловать? Ух, какая недотрога! Ну, и т.п. Хотя, как по мне, так вообще не надо было ее трогать. Она всем отвечала: "Нет". Иногда говорила: "Уйди!"

На самом деле еще когда я ее укладывала спать, и пришел дедушка, она его выгнала. Сказала тоже ему:
- Иди!
- Куда?
- Куда-нибудь!

В очередной раз бабушка к ней зашла, смотрит на нее и улыбается. Варя ей и говорит: "Уходи! Только мама может сюда заходить. А все, кто здесь живет, не могут." И ногами машет. Ну, бабушке не понравилось, она сообщила ей, что она может сказать это, не махая ногами. Но ушла.

Чуть позже дочка пришла в себя немного. И вышла из комнаты. Бабушка усадила ее пить чай. Как раз все собирались. Я накрывала на стол и попросила дочь позвать папу. А дедушке сказать, чтобы он тоже приходил с нами посидеть (т.к. от чая он отказался). Идет дочь в другую комнату и говорит: "Папа иди пить чай. А ты иди!" Это она дедушке.

Позже все уселись. Но дедушке не хватило стула (т.к. он не собирался пить чай, об этом никто и не подумал). А он говорит Варе: "Можно я с тобой сяду?". Она ему отвечает: "Нет, я хочу сидеть одна".

И после этого ее начинают воспитывать. Раз ты ТАК со мной разговариваешь, то и я с тобой так же буду. Ты меня о чем-то попросишь, а я не выполню. Вот, захочешь поехать с дедушкой на машине, а он тебя не возьмет. И т.п. Тут я вмешалась (в начале разговора я вообще не поняла в чем дело, т.к. не видела ситуации со стулом, зато видела, что дедушка обижается за ее "Иди" и "Уходи!"). Вмешалась и постаралась прояснить ситуацию. Что именно не так, как бы дедушке хотелось, чтобы она сказала. Проговорить, что дедушке обидно и т.п. На что мне было сказано, что я делаю из дочери дурочку, что она итак все понимает, что она должна была сама понять, что дедушке не хватает стула (Она что, не видит? Должна видеть!). Объяснять ей, что именно не так, дед отказался. Сказал, что он "создает ситуации, из которых она сама должна сделать вывод".

На самом деле, это далеко не первая подобная ситуация. Я стараюсь научить дочь вежливо отказывать. Она уже знает фразу: "Я хочу побыть одна". Иногда использует, иногда забывает. Иногда на предложение помощи, в которой она не нуждается, она уже может ответить: "Нет, спасибо, я сама!". Ну, это тоже вместо того, чтобы сказать: "Иди!". Иногда она говорит кому-то: "Не смотри на меня!". Эту фразу я даже не пытаюсь на что-то заменить. Просто помогаю ей оценить ситуацию, насколько это реально. Либо объясняю, что мы не можем запретить кому-то смотреть, либо предлагаю спрятаться-уйти в другую комнату, либо сама закрываю ее. Могу попросить не смотреть, если это возможно.

Но меня вчера упрекнули в том, что я не могу научить дочь уважительно разговаривать с бабушкой и дедушкой. Что она должна это уметь. И они на полном серьезе думают, что она их грубо посылает. И обижаются. Она должна понимать, что так разговаривать нельзя.

Если я рядом, я стараюсь показать дочке, как можно выразить ее мысль в социально-приемлемой форме. Т.е. не ей говорю, а проговариваю рядом с ней как бы за нее. Но, признаюсь, вмешиваюсь не всегда. Если я вижу, что она очевидно не в духе, стараюсь ее не трогать, а проговорить ситуацию потом.

Может, я не адекватно ее воспринимаю? Может, действительно, в три года уже можно объяснить, что такое "неуважительно"? И как это сделать?
Tags: 2-3, 3-5, отношения с родственниками
Subscribe

  • Ребёнок говорит гадости

    Читаю интернет сообщество матёрей и многие там жалуются, что дети ( возраст обычно 2-5 лет) часто говорят им неприятные обижающие фразы типа - мы…

  • Релокация с вчр

    Нужен проф.совет и/или совет исходя из вашего личного опыта. Ситуация: дочка 2 г. 4 мес. высокочувствительная. Я с ней дома, папа работает. С папой…

  • Мотивация

    Здравствуйте, уважаемые сообщники! Поделитесь, пожалуйста, опытом, как вы мотивируете детей на выполнение заданий. Сыну 4,5 года, ходим один раз в…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ребёнок говорит гадости

    Читаю интернет сообщество матёрей и многие там жалуются, что дети ( возраст обычно 2-5 лет) часто говорят им неприятные обижающие фразы типа - мы…

  • Релокация с вчр

    Нужен проф.совет и/или совет исходя из вашего личного опыта. Ситуация: дочка 2 г. 4 мес. высокочувствительная. Я с ней дома, папа работает. С папой…

  • Мотивация

    Здравствуйте, уважаемые сообщники! Поделитесь, пожалуйста, опытом, как вы мотивируете детей на выполнение заданий. Сыну 4,5 года, ходим один раз в…