Руфина (fina_ru) wrote in alpha_parenting,
Руфина
fina_ru
alpha_parenting

Глоток свободы для ребёнка

Очень многие родители задают вопросы: что с моим ребёнком? почему у него истерики? откуда его агрессия? почему он не спит и писается ночами?   К счастью уже очень многие отвечают на это так: "Это от наших с ним отношений. Важно смотреть не на поведение ребёнка, а на отношения родителей и детей". Кто-то идёт ещё дальше, понимая, что важны не только отношения родителей с детьми, но и родителей между собой. Есть и ещё одна тонкость. Есть место ребёнка в семье, его позиция относительно других членов семьи. Она не всегда бывает комфортной, удобной.
     Мы начали использовать книгу "Trauma-proofing your kids" с нашими детьми и открыли, что дети с огромным трудом описывают свои телесные ощущения, будто их ощущения поверхностны и ориентированы исключительно на внешнюю среду - на реагирование. С одной стороны, это особенность защищённого и здорового организма, а с другой - свидетельство того, что внешних сигналов слишком много, не хватает одиночества, внутренней тишины. Недавно я получила подтверждение этому, наблюдая за собой в позиции ребёнка.
     Неделю назад я была у родителей в гостях. И удивительно, перед тем, как зайти в дом родителей, моё тело приняло совершенно другую позу, осанка стала такой, как в детстве, и выражение лица соответствующим. Я ничего не могла поделать с этим. Прислушалась к своим внутренним ощущениям - а их нет, там пусто. И весь день я то и делала, что реагировала на поведение родителей вместо того, чтобы самой создавать ситуацию или хотя бы плавно управлять ей. Я только отмечала, что я хочу сделать и как я себя в общем чувствую, какое у меня настроение в целом. Пройдя через весь день в более-менее нормальном состоянии, вернуться к своим внутренним ощущениям я смогла только ночью, оказавшись в полном одиночестве.
     В этом смысле дети слишком зависят от поведения и отношения родителей. Они несвободны. На свободное проявление своей воли человеку нужно больше степеней свободы. Да, родители не закрепощают своих детей. Но у детей есть другие члены семьи, распорядок дня (даже если нет режима), за ними всегда кто-то наблюдает, у них много внешних правил, морально-этических норм, даже если их никто не навязывает, они всё равно живут в пространстве этих норм и отношений с окружающими людьми. Выбора у ребёнка, прямо скажем, не очень много. И я сижу и думаю. Как дать больше свободы своим детям? Свободу в условиях безопасности. В условиях, когда каждый ребёнок всегда должен быть под присмотром до 11-12 лет. Как не навязывать 24 часа в сутки ему различное общество, дать побыть в тишине?
     Единственная идея - гулять с каждым ребёнком по отдельности время от времени, уезжать с каждым по отдельности дня на три-четыре. Гуляя, оставлять его одного, оставаясь в поле его видимости. Таким образом, он получает какое-то время на внутреннюю тишину, на созерцание.
     Да. когда мы так делаем со своими детьми, они как будто свежего воздуха набираются, воздуха свободы.
     Есть ещё одна мысль - давать не только тишину, но и свободу выбора поведения, смены позиций в игровой форме. У нас есть нами придуманная мауглимнастика, она даёт такой ресурс. Тогда ребёнок может побыть разным: ведомым, ведущим, агрессором, обороняющимся, следующим, сопротивляющимся, но после таких активных занятий тоже нужна тишина - переварить опыт, усвоить его. Можно ещё проигрывать разные позиции через игры - настольные, домашние, ролевые. Давать пробовать, находясь близко, чтобы ребёнок мог обратиться за помощью или отказаться от помощи, если он хочет испить свой опыт свободы до конца.
     А вы как создаёте свободу своим детям?
Tags: домашнее воспитание, книги по психологии, помогаем детям расти, самостоятельность, становление личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments