estjane (estjane) wrote in alpha_parenting,
estjane
estjane
alpha_parenting

К.Х. Бриш и его книга про привязанность

Добрый вечер.
Я сегодня закончила читать книгу "Терапия нарушений привязанности. От теории к практике" Карла Хайнц Бриша. И у меня очень смешанные чувства.
Есть такие, кто читал эту книгу? Поделитесь впечатлениями пожалуйста.
Я не буду ее пересказывать. Там много полезной информации. И о возникновении теории привязанности, и о ее дальнейшем развитии. Очень хочется теперь почитать Боулби.
В книге большое значение уделяется временному отрезку от рождения до года, и далее до 3 лет. Первый год - мне показался самым важным из книги, так как надо чутко отвечать на потребности младенца. Очень меня удивил тот факт, что можно выявить нарушения привязанности уже по истечении первого года. То есть, то что дальше - это не важно? Дальше никак нельзя исправить ситуацию? Или я чего-то не понимаю...
Самое интересное для меня - это сепарация в 3 года. Все! 3 года - необходимо отделение от мамы или замещающего взрослого, и выход один - сад. Если этого не происходит, то идет болезненная привязанность, особенно если у мамы есть свои травмы (покажите мне того, у кого их нет!). Мама перестает жить своей жизнью, не отпускает от себя ребенка, ребенок спит с родителями и т.д. Мне все это было читать чуждо. Может, в Германии садики другие? Может, там воспитатели в курсе теории привязанности?
Это неблагодарное дело сравнивать разных авторов, но раз уж мы об одной теме говорим, то стоит подумать. К.Х. Бриш еще часто приводит в примерах в четвертой части книги необходимую привязанность к группам, то есть не к родителям, не к семье, а именно к другим людям, чтобы сепарация прошла более успешно. Я никак не могу сопоставить это с тем, что уже есть у меня в голове. К кому привязанность в детском садике? К 3-х летним детям? Что она им даст? Я могу еще понять про привязанность к группам в подростковом периоде, хотя и тут много спорного.
Может, я много еще не знаю про кризис 3 лет, так как дочке 2 и 3. И не знаю, про обязательную сепарацию в 3 года... Я как-то больше за индивидуальный подход. Ведь такие разные дети, такие разные родители. И книга Ньюфелда мне ближе именно потому, что она учит отвечать на потребности своего ребенка, а не всех детей в год или в 3 года...
Поразмыслив, я поняла, почему меня так трогает эта тема. Хоть мы с мужем и решили этот вопрос в нашей семье, но меня не отпускает. Наверно потому что ребенок растет, а детей в ее окружении нет. И меня иногда очень мучает это вопрос. А книга Бриша четко и безосновательно (на мой взгляд) дает только один вариант. Мне кажется это странным.
 Очень интересно ваше мнение.

Этот пост не о том, стоит водить ребенка в сад или нет. Каждый это решает сам. У каждого свои причины. Я больше именно и книге хотела бы поговорить в контексте теории привязанности.
Спасибо.
Tags: *привязанность, *привязанность к ровесникам, детский сад, книги по психологии, литература для взрослых
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments