Албаева Марина Николаевна (govori_slushai) wrote in alpha_parenting,
Албаева Марина Николаевна
govori_slushai
alpha_parenting

Ориентация на ровесников в возрастной педагогике.

Я тут сильно задумалась над тем, что в возрастной педагогике ориентация на ровесников, необходимость общения в группе себе подобных, низвержение родительского авторитета (чуть ли не осмеяние), считаются обязательным этапом, через который проходят все дети. И это, мол, доказано. Мои мысли по поводу того, как это могло получиться под катом.

Ещё и ещё раз хочется напоминать себе о том, что очень сложно найти конкретный ответ. Гораздо проще описать корреляции. Так, если я занимаюсь спортом и толстею, вовсе не значит, что я набираю вес именно из-за занятий спортом. Просто так вышло, что как эти показатели оказались в одном месте, в одно время и между ними наблюдалась положительная корреляция. Я могла толстеть из-за чего-то третьего, что не было учтено. Так, например, после занятий меня пробивало на жор, а из-за занятий моё время возвращения домой сдвинулось на 3 часа. Да и я могла потратить деньги на фитнес, и из-за этого питаться менее качественными продуктами. А ещё я могла пойти на спорт потому, что я так лечусь от депрессии, которую также склонна заедать. А ещё я могу быть банально беременной. И мой вес растёт потому, что это физиологический процесс.
Так, если бы эксперимент проводился в группе по аква-аэробике для беременных, учёные могли бы определить, что с каждым занятием, женщина, которая выполняет данные упражения, набирает килограммы. Достаточно "забыть" учесть беременность, и можно получить сенсацию. Но в этом случае беременность как бы нельзя не учесть, если ты действительно стремишься к знаниям. А вот некоторые вещи могут быть вполне спрятаны, потому что они не очевидны. Человеку сложно оценить систему, находясь в ней. Поэтому многие вещи считаются очевидными и неизменными, и на фоне их происходит эксперимент.
Так, Чиксентмихайи описывал в своей книге эксперимент, определяющий уровень счастья и состояния потока человека. В итоге выяснилось, что мужчины более счастливы, возвращаясь домой, тогда как женщины дома менее счастливы, чем не работе. И с этими результатами можно уже работать. Но работать в той же, неизменной среде: патриархальном обществе, которое обязывает именно женщин заниматься домашней работой, и накладывает на мужчин тяжёлое бремя ожиданий, связанных с успешностью на работе. Через несколько десятков лет, если ситуация в обществе изменится, и не будет такого сильного разделения, результаты экспериментов уже не будут интересны с практической стороны. А будут изучаться как исторические факты.
А теперь главное, о чём я хотела написать. Возрастная психология.
Многие авторы возрастной психологии утверждают, что детям необходима ориентация на ровесников и отдаление от родителей.
Но в каком времени и социальной ситуации были проведены подобные выводы? Да, в обществе, где между родителями и детьми слабая привязанность, где дети часто ориентированы на внешние награды и наказания, где почти нет возможности общаться с другими взрослыми, а находишься ты большую часть времени в школе, окружённой ровесниками - просто не может быть иначе. Никто не знает, как изменится возрастное развитие самодетерминированного ребёнка, с крепкой привязанностью к родителям и не посещающие школу. Сколько из них выберет общество ровесников, а сколько - взрослых? Мы просто не знаем. Потому что это новые времена, новая социальная ситуация.
Поэтому так важно думать мозгом, читая книги (я это прежде всего себе говорю). Задавать много вопросов для того, чтобы находить ответы. Или не находить, но хотя бы, не пользоваться слепо тем, что уже не актуально.

Posted via LiveJournal app for iPad.


Tags: *жизненно-важная связь, *конкурирующие привязанности, *кризис привязанности, *привязанность к ровесникам, 11-13, 13-15, 15-17, книги по психологии, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 166 comments