Албаева Марина Николаевна (govori_slushai) wrote in alpha_parenting,
Албаева Марина Николаевна
govori_slushai
alpha_parenting

Безоценочная похвала, заблуждения

Рада, что безоценочная похвала вызывает столько эмоций у людей. Значит проблема озвучена, вскрыта на поверхность. Раз сама подписалась опубликовать статью, то позвольте мне собрать с комментов заблуждения, относительно безоценочной похвалы и попытаться по мере сил на них ответить.

Внимание, много букв.



- Без оценки нет возможности "как следует" похвалить человека.

Существует масса способов выразить признательность человеку за то, что он сделал. В статье указан простой и эффективный способ: расскажите о том, что видите. Если вы считаете, что одного предложения мало, скажите два. Если двух мало, скажите три. Проникнитесь моментом. Живите в этим минуты тем, что впитывайте результаты деятельности другого человека и давайте ему обратную связь.
Еще в статье дали очень эффективный способ показать ребенку, что вам интересно то, что он делает: задавайте вопросы. Этот способ несет в себе большой потенциал.

Давайте посмотрим пример.

Вы хотите приготовить мужу вкусный ужин. Покупаете стейк, отбиваете его. Жарите. Охлаждаете вино. Варите молодую картошечку. Мммм. Душу вложили. Накрываете на стол скатерть, сервируете ужин.

Приходит муж:
"О, еда! Какая ты молодец, как все здорово!" И садится есть.
Ваша реакция?

Или вот так еще может вернуться муж с работы:
"Ух ты, как вкусно пахнет. И как накрыто на столе! Ты постелила новую скатерть? А это стейк. Мммм. Как вкусно. Он прожарен именно так, как мне нравится. О, какой приятное послевкусие. А чем ты его приправила? А где ты смогла достать тимьян? И вино прохлодное.
Спасибо тебе, родная. "

Как вам?

- Если ребенка безоценочно хвалить, то у него не будет ориентиров в жизни.

Ориентиры в жизни ребенок получает не только в те моменты, когда ему говорят, что вот тут он "Молодец!", а вот тут "Не молодец!".

Оно может сформироваться из наблюдения за миром, в том числе за родителями, за их чувствами, откликами. Помимо этого, мы же не оставляем детей в вакууме без обратной связи. Мы сообщаем ребенку факты об этом мире.
Мы не говорим: Плохо тянуть кошку за хвост. Мы говорим: Смотри, кошка орет, когда её тянешь за хвост. Ей больно от этого. Ориентир дали - дали.
Даже добавив маленькому ребенку слова - не делай так, гладь кошку. Мы не оцениваем его. Мы даем ему информацию, но не даем оценку его действиям.
Если ребенок гладит кошку, мы не говорим: "Молодец, что гладишь кошку", мы скажем: "Смотри, как кошка зажмурилась, ей приятно. Слышишь, она урчит. Ты действительно доставил ей настоящую радость".

- "Похвальные наркоманы" появляются только тогда, когда в остальной жизни люди получают меньше приятия.

Я тут метафору придумала. Кажется, подходит.

Дело в том, что оценочная похвала - это ловушка. Если родитель всегда считает, что ребенок "Молодец!", тогда с какой целью он это говорит лишь иногда? Значит ли это, что в остальное время, я не "Молодец!"?
Допустим, Вы спустились под воду в скафандре, а на другом конце сидит человек, от которого Вы зависите. И он следит за тем, чтобы горела кнопочка поступления кислорода в скафандр. Если кнопочка погаснет, через 5 минут вы задохнетесь.
И вот он однажды начинает говорить.
"Первый-первый, я второй, кнопочка горит". Потом, через минуту еще: "Первый, кнопочка все еще горит". Снова через минуту: "Кнопочка горит, ярко-ярко". Потом через минуту он не говорит ничего. Вы напрягаетесь. Он появляется через 2 минуты и говорит: "Все в порядке, кнопочка горит". Потом его нет, по вашему мнению уже долго. Вы не можете сосредоточиться на поиске кораллов и радоваться красоте флоры и фауны. Вы ждете, когда же он появится. Он появляется через 5 минут: "Кнопочка горит!". "Почему ты, черт побери, молчал до этого?" - а зачем говорить, ты что, не знаешь, что я слежу за тем, что кнопочка горит?
Потом он через минуту говорит: "Кнопочка горит". Ты радуешься, что так быстро было сказано. Потом бац. Уже 7 минут прошло, и тишина. А вдруг кнопочка не горит уже. А вдруг Второй потерял сознание. А вдруг его понос прихватил, а там что-то сломалось, что он не заметил. И вы через 5 минут умрете. И вам уже не до красот и работы. Вам нужно только услышать заветное: "Кнопочка горит". Ну и конечно, он появляется, и говорит это. Потом, один человек за пультом сменяется на второго. Он также говорит про кнопочку, а если не говорит, то вы просите, чтобы он сообщал вам о том, что она горит, и желательно каждый 2 минуты, иначе вы не сможете нормально расслабиться.
А всего-то и нужно было - помолчать тот час-второй, что вы бы плавали в море, собирали ракушки, фотографировали рыб и наслаждались жизнью.
Понимаете о чем я?

- Если мы безоценочно хвалим, то не будет ли так, что говоря о "плохом" в поведении, мы будем использовать более сильные слова и эмоции?

Фишка безоценочности в том, что нет оценок. Спасибо, КЭП :) А значит, нет "хорошего" или "плохого" поведения. И в том и другом случае мы будем действовать примерно одинаково - дадим информацию.
"Малыш, ты пролил суп. Возьми тряпку и вытри". Ну или: "Ты разлил суп. Ааааах! Как я расстроена. Где же тряпка, чтобы ты смог вытереть лужу?"

- Любая похвала и любое проявление восторга - зло.

В статье пишут, что это не так. И важно просто следить за своей мотивацией, и задумываться над тем, кто вырастит из нашего ребенка, если мы скажем вот это или вот это.

- Как же артисты и прочие жители сцены, которые живут на одной похвале?

Если артист живет на одной похвале - это его беда. Если человека распирает от творчества - он хочется самовыразиться. И в эти моменты не важно, похвалят или нет. В статье рассказывалось об опыте, доказывающем, что похвала только мешает проявлениям творчества.
Если же то, что делает артист не нравится людям, а нравится ему самому, то, видимо, ему просто придется искать другие возможности заработка, если он испытывает затруднения в деньгах.

- Как же научить творчеству или виду спорта, если не хвалить?

Тут как-раз подтверждение теории безоценочного принятия. Если мастер будет говорить молодому художнику раз за разом:
"Молодец, мне нравится, как ты рисуешь!" Что даст это художнику? А если мастер будет конкретно указывать на верные моменты, то ученик будет знать, в каком направлении нужно двигаться.
Также и в спорте. Мне в волейболе не достаточно было слышать "Ну кто так бросает!", я хотела знать, что я сделала не так. И услышав через минуту "Вот это лучше, молодец!" я не понимала о чем учитель, мне казалось, что я кинула мячик одинаково. И что именно лучше? А что можно исправить? Куча вопросов и ни одного ответа. Только "молодец".

- Безоценочная похвала - это шаблонно заученные фразы.

Удивляюсь, откуда это? Шаблон - это "Молодец!", даже учить долго не нужно. Для того, чтобы похвалить безоценочно, нужно вникнуть в конкретную (!) ситуацию, и дать обратную связь по ней. Нет даже двух одинаковых ответов в этом случаее.

Tags: дети вокруг нас, дисциплина, помогаем детям расти, психология развития
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 127 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →