coffee2day (coffee2day) wrote in alpha_parenting,
coffee2day
coffee2day
alpha_parenting

Польза компьютерных игр или Почему нельзя кормить леммингов

Копирую сюда свои размышления на тему "дети vs. компьютерные игры": статья основана на теории Ольги Писарик, с использованием ее цитат, с точки зрения именно этой темы - мне будет интересно послушать отзывы других родителей, придерживающихся принципов теории привязанности. С другой стороны - я считаю (конечно же, не одна я), что теория привязанности не только решает, но и предотвращает проблему компьютерозависимости, с которой вплотную столкнулись родители теперешних подростков (и можно прогнозировать, что поколение теперешних детей увязнет в ней еще глубже).

Originally posted by coffee2day at Польза компьютерных игр или Почему нельзя кормить леммингов

Сегодня утром ребенок проснулся, оделся, позавтракал, почитал книжку и сел играть в Героев меча и магии - до момента выхода в школу. Однозначно, такие утра мне больше нравятся, чем те, когда ему нужно долго-долго помогать "вынырнуть" из глубокого сна, одевать его, все равно еще спящего, поить теплым молоком вместо завтрака, чтобы еле-еле успеть со всем этим справиться к школьному автобусу.

А тем временем я все чаще (не без моего интереса и согласия, конечно же) оказываюсь вовлечена в дискуссии по поводу вреда компьютерных игр для детей. Как человек, вплотную интересующийся киберписхологией, считаю, что игры, в зависимости от жанра, развивают в детях (во взрослых тоже, но они в этом плане намного инертнее) просто массу полезных качеств: внимательность, концентрацию, память, логику, реакцию, тактику и стратегию, воображение, умение выигрывать и проигрывать, рисковать, принимать нестандартные решения и т.д. То, чему не учат в среднестатистической школе, но что во взрослой жизни очень пригодится.


Фактически, компьютерные игры намного полезнее тех же мультфильмов, потому что в последних ребенок просто "съедает" поданное на тарелочке, тогда как в играх и саму тарелочку зачастую заработать или заслужить нужно. Я прекрасно отдаю себе отчет в существовании игр, которые в принципе наносят детской психике больше вреда, чем пользы, все то, где очень важно как можно быстрее и как можно больше всего взорвать или убить, при этом  нулевая информационная составляющая. Но если ребенок получил доступ к "16+", то в последствиях будет виновата не игра, а родители - так как это все равно, что подсунуть порнографический журнал для тренировки техники чтения. Выбирая игру для ребенка, совсем не обязательно задумываться о том, будет ли она ему интересна (все современные игры построены так, что они будут интересными), а: "Чему именно эта игра может научить моего ребенка?" Подходящие детям по возрасту компьютерные игры (включая те, которые никак не относятся напрямую к категории обучающих), я рассматриваю, как тренажер полезных навыков и источник информации. Насколько я права в своем мнении? Жизнь покажет.

Тем не менее, при неправильном использовании любой, даже самый полезный инструмент обучения, может разрушать и здоровье, и психику (яркий пример - стандартная школьная система). Время игр нужно регулировать. Есть психомоторные ограничения, связанные с потребностью двигаться. Или то, что эффективность любого обучения завязана на паузы для отдыха. Кроме того, компьютерные игры по интенсивности эмоций и количеству событий чаще всего моделируют взрослый мир, причем, в одной из наиболее активных его форм. Да, это, скорее всего, модель именно такого мира, в котором нашим детям придется жить. Или, даже больше - именно таким шумным, ненормально оживленным и насыщенным, может быть, выглядит современный взрослый мир с точки зрения наших детей.

От этого мира нужно отдыхать - дома, или наедине с природой. Но дети сами не в состоянии это сделать, это не в их силах. Точно так же ребенок, увлекшись игрой с друзьями, не видит, что на улице стемнело и наступило время идти домой. Или, заигравшись в воде, не замечает, что уже совсем замерз, зубы стучат и кожа покрылась мурашками - а так ведь и простудиться недолго. Или, наблюдая за красивой бабочкой, уходит, сам того не понимая, далеко-далеко от изначального места игр. Осознавать себя здесь и сейчас, полностью себе отдавать отчет в том, где находишься - это умеет далеко не каждый взрослый, чего ж тут от детей ожидать? Поэтому, бессмысленно как ругать ребенка за то, что он засиделся за компьютером, обо всем забывая, так и ждать, что он всегда сам сможет выключить игру. Можно просто помочь: добиться контакта глазами и сказать, что пришло время для других занятий. Можно использовать часы. А еще, можно и нужно учить ребенка этому навыку: пребывать в двух мирах одновременно. Оно ему во взрослой жизни очень пригодится.

И не нужно акцентировать внимание на том, что этот мир "настоящий", а другой - "виртуальный и выдуманный". Зачем заранее убивать в ребенке веру в сказку? Тем более, я очень скептически отношусь к ненастоящести виртуального мира. Да, картинки нарисованные, да, действия на экране (кроме вариантов с Wii) несравнимы с физической нагрузкой, которую получает организм, совершая те самые движения в реальном мире. Но при всей нарисованности картинок, эмоции, которые они вызывают - настоящие. Получаемые опыт и знания - они тоже остается, в той самой "сумке", которую не за спиной носить.

Но есть категория детей, которые входят в группу риска получить зависимость от компьютерных игр (или от мультфильмов). Раньше я считала, что это, в большинстве своем, заброшенные родителями дети (не путать с неблагополучными семьями!), или которые не находят в своем окружении понимания - потому тяготеют к уходу с головой в другой мир (книжный ли, мультипликационный или компьютерный - не суть важно). Потом статистика по современным подросткам убедила меня, что таких детей - большинство. И такая ситуация обусловлена самим стилем современной жизни. Теперь я нашла более точные, с моей точки зрения, характеристики для детей, которых нельзя допускать к компьютерным играм. Это те самые дети с угасшей энергией дерзновения, о которых писала Ольга Писарик:


1. У ребёнка отсутствует интерес к новому и необычному, он напрочь лишён любопытства, автоматически ищет знакомое, привычное, и ему некомфортно, когда натыкается на что-то, что кажется ему неизвестным и неожиданным. У таких детей нет любопытства или интереса к чему-либо незнакомому. Ребёнок не настроен разбираться в чём-то самостоятельно: такие дети постоянно ищут помощи, подсказки, страдают, когда нет шаблона и надо самостоятельно придумать, как выполнять то или иное действие, в них нет потребности всё постичь самостоятельно и разобраться во всём самим, они не считают, что принять ненужную помощь = обделить себя. 

Отсутствует желание реализовывать свой потенциал: эти дети не способны обучаться самостоятельно, они не чувствуют природного желания реализовывать свой потенциал, в них нет потребности повышать для себя планку, ставить себе новые цели и задачи, стремиться добиваться лучших результатов в выбранных ими сферах интересов, постоянно ждут поощрения, оправдания своим действиям, похвалы. Нету стремления выражать себя, быть автором своих идей и действий: дети, застрявшие в процессе становления, не чувствуют неудобства и сомнений, когда заимствуют чьи-то идеи, копируют чужие реакции, имитируют поведение других людей.  

Недостаток связи с самим собой. Тот, у кого установились отношения с самим собой, способен вступать с самим собой в конфликт, наблюдать за собой, принимать себя, ценить или осуждать себя. А дети, у которых отсутствуют взаимоотношения и с собой, и с пережитым опытом, никогда не спорят сами с собой, не осуждают свои поступки, не стремятся совершенствоваться и не чувствуют себя плохо, когда срываются, ведут себя импульсивно, не критикуют себя и не хвалят себя, не анализируют ни свои действия, ни свои мотивы. 

Во всех этих случаях обучающий эффект компьютерных игр сводится к нулю. То-есть, ребенок давит на кнопки, получает однообразные эмоции - сам же ничего нового для себя не приобретает и не развивается.

2. Ребенок лишён понимания последствий своих действий и чувства ответственности. Один из первых плодов процесса становления — ощущение ответственности за происходящее с тобой, как будто ты находишься в водительском кресле своей собственной жизни. Это, в свою очередь, ведёт к ответственности и подконтрольности. Но некоторые дети не ощущают себя ответсвенными за свою жизнь, она просто случается с ними, пока они едут по ней пассажирами - соответсвенно, они не осознают связи между тем, что они сделали или не сделали, и наступившими последствиями. 

В этом случае ребенок не играет в игру, а, фактически, смотрит мультфильм. Или, это еще можно сравнить с американскими горками, когда тебя пристегнули и везут по выбраному не тобой маршруту.

3. Нет чувства границ. Когда 2-хлетний ребёнок осознаёт что есть «я» и «не я», это для него величайший скачок в развитии, начало формирования границ. Детям, застрявшим в развитии, даже не приходит на ум, что моё — это моё, а твоё — это твоё. Такое непризнание границ может происходить на различных уровнях: на физическом (например, когда ребёнок не отделяет себя от матери), на эмоциональном (когда он не понимает, что другие могут испытывать отличные от него чувства), на уровне обладания вещами, на уровне предпочтений, восприятия, мнений, решений, ценностей, особенностей личности и т.д.  

В случае с компьютерными играми, такие дети не в состоянии отделить игру от эмоций, получаемых в процессе этой игры, и поэтому реагируют на происходящее на экране неадекватно, создавая самим себе причину для лишнего стресса.

4. Ребенок легко начинает скучать. Когда отсутствуют дела, которые занимают извне, такой ребенок моментально начинает ощущать пустоту, которая воспринимается, как скука.

Ощущение скуки очень некомфортно, и его срочно надо заглушить какой-либо деятельностью, и вот это и есть тот самый "уход в виртуальный мир", которым так часто пугают противники компьютерных игр. Если без внешнего стимула реальный мир не воспринимается как огромное и интересное пространство для экспериментов, исследований, творчества, размышлений, то как раз в виртуальном, где гейм-дизайнеры уже продумали всевозможные стимулы, этот вопрос решают за ребенка.


5. Притупленный инстинкт самосохранения и инстинкт сохранения своего "я". Таких детей легко сбить с пути, они не чувствуют стыд или вину перед собой за то, что действуют против своих принципов,  имитируют других, идут на компромисс с самими собой. Без раздумий и сомнений пойдут за любым, к кому они привязаны, не важно для хорошего, или для плохого.

И такому ребенку чертовски сложно будет объяснить, почему пора выключить компьютер, почему нужно поесть, поспать, сделать уроки: его внимание уже попало "в компьютер" и ребенок пошел туда, куда его повели, забывая обо всем остальном, и о себе самом, как и о том, что он на самом деле здесь делает, ребенок тоже забывает.

Отобрать у ребенка доступ к компьютеру - чуть ли не излюбленный метод наказания (а то и шантажа) современных родителей. И многие делают это, даже сознавая, что лечат симптомы, а не саму проблему. Я считаю, что ДО того, как получать доступ к компьютерным играм, ребенок должен соответствовать вышеприведенному списку, по аналогии с водительскими правами, которые нужно получить до того, как водить машину самостоятельно. А пока нет этого соответствия, фигурально выражаясь, нет прав - ребенок может получать доступ к компьютеру только под руководством проверенными и заслужившими доверие родителей взрослыми (то-есть, это не обязательно могут быть родители, но вряд ли это может быть персонал интернет-кафе). Перед тем, как отпускать ребенка в САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ путешествие по любому из миров - миру виртуальных игр, художественных и научных книг, движущихся картинок, интернет, но точно так же и на детскую площадку или в летний лагерь - его нужно основательно к этому подготовить. А до этого - помогать, поддерживать, объяснять. И еще - доверять.

P.S. При написании статьи использовала информацию и цитаты из: (с) Основные проблемы поведения и обучения детей, не обладающих энергией дерзновения. Ольга Писарик.




Tags: *энергия дерзновения, 11-13, 13-15, 15-17, 5-7, игры, интеллектуальное развитие, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments