Soul Sister (athen_a) wrote in alpha_parenting,
Soul Sister
athen_a
alpha_parenting

Травля, 2 класс. Как работать с коллективом?

Дано: мальчик, 8 лет. Высокофункциональная часть аутичного спектра. Рекомендация психиатра: мягко адаптировать к реальности, желательно маленький класс, благожелательный учитель. Рекомендация психолога: не форсировать социализацию, дать созреть. Т.е. ожидания от школы у нас небольшие в плане социализации: хочется, чтобы ребенок приходил туда, занимался на уроках, шел домой, и все. Какой-то особой дружбы, лидерства, и т.д. от него никто не ожидает. Хочется элементарной безопасности для ребенка. Школы с маленький классом у нас поблизости не нашлось, записали его в "приличную" английскую спецшколу в пяти минутах от дома.

У сына есть некоторые "странности" в поведении: "стереотипии" - он взмахивает руками при эмоциональном возбуждении, как бы "летает"; может при разговоре раскачиваться в стороны; может (очень редко) "гудеть" - издавать такие мычащие звуки, не открывая рта, если ему скучно, что-то напрягает или страшно; может (опять же в состоянии перевозбуждения, тоже крайне редко, два эпизода за два года) начать неконтролируемо смеяться. С одноклассниками он практически не шел на контакт, к концу второго класса научился отвечать на приветствия и прощание. С взрослыми разговаривает нормально, смотрит в глаза (может не смотреть только если ему взрослый чем-то не понравился, разговаривал с ним агрессивно, например, тогда сын опускает взгляд и как бы прячется "в ракушку", молчит). Интеллект высокий, оценки отличные почти по всем предметам.

Проблема: ребенка дразнят и обзывают одноклассники. В классе таких "активных" мальчиков человек 7, за два года они дразнили его в разном составе либо по одному, либо группками по 3-5 человек. К слову, других детей, некоторых девочек, они тоже по словам родителей частенько цепляют. Последний эпизод у сына случился два дня назад: на физкультуре трое мальчиков стали задавать ему один и тот же бессмысленный вопрос, а один из них стал тыкать сына пальцем в живот. Сын начал от них убегать, за что получил выговор от учителя физкультуры (то, как его дразнили и тыкали, физрук "не заметил"). Сразу скажу, что начать убегать от обидчиков - это уже огромный прогресс для нашего ребенка, раньше он просто уходил в свою "ракушку" и сидел молча.

Что мы уже делали:


Обращались к классному руководителю. Начиналась "травля" с того, что мальчик, который с ним сидел, стал дразнить его, толкаться и сбрасывать вещи с парты. Когда сын пожаловался мне, я пошла разговаривать с учительницей. Она очень удивилась сначала: тот мальчик - "очень хороший, отличник, я думала, он как-то поспособствует социализации вашего сына". Мальчика отсадили. Посадили активную девочку. История повторилась. Снова разговор с учительницей, девочку поменяли на другую. С этой второй девочкой Андрей просидел довольно долго, чувствовал себя хорошо. Еще такой момент, учительница сразу сына посадила за последнюю парту - он высокий и по ее словам "чтобы меньше попадался другим детям на глаза, чтобы не дразнили". Понятно, что мало кто будет с радостью долго сидеть за последней партой, да еще и с таким "странным" соседом. Недавно соседку по парте поменяли на еще одного мальчика, который по словам учительницы вроде бы выказывал расположение к Андрею, но сейчас он тоже иногда присоединяется к группе "дразнильщиков". Тем не менее, Андрей не хочет его ни на кого менять и даже пытается по-своему наладить отношения, угощая соседа печеньками ))).

Еще учительница просила меня научить сына подходить к ней жаловаться, если его обижают. Ему это очень сложно, но пару раз он впоследствии обращался к ней, учительница делала публичную взбучку провинившемуся, что давало какой-то кратковременный эффект. На днях, когда учительница затеяла очередную глобальную пересадку детей, мой сын отказался пустить к себе за парту нового активного дразнильщика со словами "он меня обижает! он плохой!" (я считаю, это тоже прогресс, несмотря на детское "он плохой").

Первый мальчик, который дразнил сына, через какое-то очень длительное время после того, как его отсадили, уже во втором классе, снова стал дразнить его. Тогда я психанула и обратилась к матери этого мальчика в общем классном чате в вайбере с просьбой передать сыну, чтобы оставил моего ребенка в покое. Потом последовало длительное объяснение, там присутствовали еще две мамы дразнящих мальчиков (а читал почти весь класс), я объяснила всем, что у Андрея синдром Аспергера и дружить в обычном смысле слова он пока не может, что он не гордый, не задавака, не вредничает, что это его такая беда. И что может быть стоит поговорить со своими детьми и попросить их, если он им не нравится, хотя бы просто не обращать на него внимания, ведь он никого не трогает, ни к кому агрессии не проявляет и вообще ни с кем не разговаривает даже! Мамы просили прощения, одна даже благодарила, все обещали провести с детьми беседу. На следующий день одна из девочек подошла к Андрею и спросила - "ты что, больной?"... Правда, другая девочка подарила ему наклейку. Андрей обрадовался такому способу коммуникации и на следующий день раздал наклейки всему классу. Эффект затишься снова-таки был всего в пару недель.

Недавно появился новый "дразнильщик", который стал обзывать Андрея (это его он не пустил за свою парту). Я позвонила его матери по телефону. Снова очень интеллигентная вежливая беседа, меня благодарят, рассказывают про проблемы своего сына, обещают разобраться. Затишье буквально на пару дней, и после этого - последний эпизод на физкультуре.

Про физкультуру отдельно напишу. Именно на этом уроке сына дразнили чаще всего. Еще с первого класса, группка "забияк", с чьими матерями я впоследствии разговаривала в вайбере. Сначала это происходило только в те моменты, когда он был освобожден от физкультуры и сидел на скамейке. Я решила, что, видимо, у учителя просто не хватает внимания наблюдать еще и за тем, что там происходит "на скамье запасных", пока он ведет урок, поэтому мы просто перестали брать освобождения. На какое-то время это помогло и во время уроков его не трогали.

Еще нужно уточнить, что Андрей очень часто болел всякими ОРЗ с самого начала школы, по времени на больничных он был больше, чем посещал занятия. Это чтобы было понятно, почему вроде бы небольшое количество эпизодов растянулось на два года. В картинке ребенка все эти эпизоды идут очень плотно, не успевает он выйти с очередного больничного, как его опять кто-нибудь дразнит.

После последнего случая на физкультуре сына вчера "прорвало". Еще на следующий день он пошел в школу, потому что класс должен был ехать на экскурсию в планетарий, которую Андрей очень ждал и хотел туда. В автобусе он снова оказался рядом с одним из дразнильщиков, и тот всю дорогу донимал его их излюбленным бессмысленным вопросом (они почему-то уже второй год спрашивают у моего ребенка, "кто такие фиксики", и ответы "не знаю", "отстань" и "большой секрет" их не устраивают). В общем, вчера ребенок рыдал и просил что-нибудь сделать с этой школой, чтобы туда стало возможно ходить ;(((

Вариант перехода в другую школу мы не рассматриваем, потому что сын очень с трудом привыкает к новым обстоятельствам, а здесь он уже привык и к месту, и к преподавателям. У них уютный класс, учительница - глубоко пожилая (за 70) интеллигентная дама с тихим голосом, которая никогда не кричит на детей и каждый раз клянется мне в любви к моему ребенку, учительница английского молодая и симпатичная, к ней Андрей тоже привязан (к слову, эпизодов травли не было ни разу во время английского, хотя все эти мальчики с Андреем в одной подгруппе, может, потому что группа маленькая, или потому что они переходят в другое помещение и нет времени на переменках дразнить кого-то).

Я уже всерьез думаю перевести его на домашнее обучение, но - сюрприз-сюрприз! - сын не хочет! Говорит, что дома ему будет учиться сложнее, и несмотря на неприятную ситуацию с одноклассниками, сам процесс учебы ему нравится (делать задания, отвечать на уроках, получать оценки, следовать расписанию). Просит нас с отцом каким-то образом "починить" этот класс.

А у меня такое ощущение, что мы поливаем лесной пожар из детской леечки и все эти разговоры с учителем и родителями - "в пользу бедных". Завтра муж идет говорить с физруком...



Собственно, мой вопрос к сообществу. "Где-то в интернете" (с) я натыкалась на информацию, что существует разработанный психологами целый комплекс мероприятий по работе с детским коллективом, в котором происходит травля. Может быть, кто-то из сообщников подскажет, как найти материалы? Интересует именно системный подход к работе с коллективом. Я хочу в ближайшие дни пообщаться с школьным психологом, и если у нас получится конструктивный диалог, хотелось бы вот прямо положить ей на стол вариант стратегии ))). Я уже в том состоянии, когда сама готова идти в этот класс и играть с ними в психологические игры, беседовать, или что там можно делать с семи-восьмилетними детьми, лишь бы эти дети оставили моего сына в покое.

Благодарю за внимание
Tags: 7-9, школа
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments